Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сувенир", "... ", сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеется,
на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 февраля 2019 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Окишевой М.В. от 12 сентября 2018 года обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Сувенир" (далее - ООО "Фирма "Сувенир") назначено административное наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО "Фирма "Сувенир" подало в суд жалобу на данное постановление, просило его отменить, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен после устранения всех нарушений, правонарушение является малозначительным, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда от 12 февраля 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Фирма "Сувенир" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ООО "Фирма "Сувенир" в лице исполнительного директора Шадриной В.Н. просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. В жалобе излагаются обстоятельства дела, утверждается о неполноте рассмотрения дела, выразившейся в не принятии в качестве доказательства акта проверки N "... " от 6 сентября 2018 года, составленного с учетом устранения нарушений до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания. В жалобе указывается на нарушение должностным лицом сроков составления протокола об административном правонарушении, незаконность предписания N "... " от 6 сентября 2018 года, нарушение срока направления обжалуемого решения лицам, участвующим в деле.
В письменном отзыве представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурнова Е.В. выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить решение судьи без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения защитника ООО "Фирма "Сувенир" Коваль О.Н, поддержавшей жалобу в полном объеме и пояснившей, что имеются процессуальные нарушения, нарушения сроков; объяснения представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурновой Е.В, Куниевской Е.В, возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, административный материал, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 39 Федерального закона от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статье 11 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг.
В статье 55 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закреплено, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 25 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в статье 224 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Санитарными правилами 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 30, установлены ограничения на привлечение инвалидов к определенным видам работ при трудоустройстве.
Так, в пункте 4.2 данных Санитарных правил содержатся нормы об условиях труда, противопоказанные для трудоустройства инвалидов. К ним относятся: физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.); химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны); биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности); физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 4.3 данных Санитарных правил показанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются: оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам; работа с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях с выраженной физической нагрузкой; работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях - стоя или с возможностью ходьбы; рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям; работа, не связанная со значительными перемещениями (переходами).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой проверки, выполненной сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в отношении ООО "Фирма "Сувенир" в августе 2018 года, выявлены нарушения действующих санитарных правил: условия труда на рабочем месте инвалида 3 группы инвалидности по общему заболеванию наладчика оборудования участка по производству снеков З. К.И. согласно представленной Карте спецоценки от 15 августа 2018 года N 71 относятся к 3 классу (вредному) 1 степени по тяжести труда и не соответствуют индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Согласно данной индивидуальной программе З. К.И. противопоказан тяжелый труд, при этом согласно представленной карте N 71 условия его труда относятся к вредным (класс 3.1 в соответствии с Руководством Р.2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Категории и классификация условий труда") именно по тяжести трудового процесса.
Таким образом, нарушены пункты 4.2, 4.3 СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов".
Рабочие места пользователей ПЭВМ: инженера по охране труда, начальника отдела кадров, начальника отдела продаж по городу и Республике Марий Эл, начальника отдела продаж и сбыта по межгороду, менеджеров и операторов отделов продаж по городу и Республике Марий Эл, по межгороду (всего 10 рабочих мест) не оборудованы рабочими стульями (креслами), конструкция которых обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ позволяет изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья (на момент проверки рабочие места с ПЭВМ были оборудованы деревянными стульями с мягкими сиденьями), что является нарушением пункта 9.6 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Рабочие места пользователей ПЭВМ: инженера по охране труда, начальника отдела кадров, начальника отдела продаж по городу и Республике Марий Эл, начальника отдела продаж и сбыта по межгороду, менеджеров и операторов отделов продаж по городу и Республике Марий Эл, по межгороду, помощника директора в приемной (всего 10 рабочих мест) не оборудованы подставками для ног, имеющим ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°, рифленую поверхность, бортик высотой 10 мм по переднему краю (на момент проверки подставки отсутствовали). Отсутствие указанной подставки для ног является нарушением пункта 10.5 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Согласно протоколу измерений и оценки уровней шума на рабочих местах ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" от 23 июля 2018 года N 84-Ш допущено проведение работ операторами управления фасовочными аппаратами М. Л.А. и Г. Н.А. на фасовочном участке N 1 (производственная площадка N 1) без применения индивидуальной защиты органов слуха, в то время как они имеются в наличии, а уровень шума по данным производственного контроля превышает ПДУ 80 дБА и равен 83 дБА. На момент проверки средства индивидуальной защиты органов слуха у вышеназванных работников находились на шее.
В ходе проведения плановой проверки выявлено нарушение действующих санитарных правил, а именно: площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе плоских жидкокристаллических экранов в отделе продаж по городу и Республике Марий Эл составляет 4,0 м2 при норме не менее 4,5 м2, что является нарушением пункта 3.4 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Рабочие места пользователей ПЭВМ: бухгалтера по зарплате, бухгалтера по расчетам в помещении бухгалтерии, старшего технолога, инженера-химика, заведующей производственной лабораторией в помещении лаборатории (всего 5 чел.) не оборудованы рабочими стульями (креслами) конструкция которых обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ позволяет изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления, подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья (на момент проверки рабочие места с ПЭВМ были оборудованы деревянными стульями с мягкими сиденьями). Таким образом, нарушен пункт 9.6 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Не организован производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил на рабочих местах, а именно: не проведены замеры уровней неионизирующего излучения (электромагнитных полей) на 19 рабочих местах пользователей ПЭВМ: инженера по охране труда, начальника отдела кадров, начальника отдела продаж по городу и Республике Марий Эл, начальника отдела продаж по межгороду, менеджеров и операторов отделов продаж (6 чел.), старшего технолога, инженера-химика, заведующей производственной лабораторией, помощника директора в приемной, главного бухгалтера, бухгалтера по зарплате, бухгалтера по расчетам, бухгалтера по реализации (на момент проверки не представлены протоколы замеров за последние 5 лет). Нарушены пункт 1.5, подпункт "б" пункта 2.4, подпункт "а" пункта 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий".
В период проведения плановой проверки 22 августа 2018 года должностным лицом рассмотрены протоколы замеров ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл".
При рассмотрении протокола измерений и оценки шума на рабочих местах ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" от 21 августа 2018 года N 102-Ш установлено, что ООО "Фирма "Сувенир" нарушило действующие санитарные правила, а именно не провело оценку риска здоровью работающих и не подтвердило приемлемый риск здоровью работающих в условиях повышенного шума на указанных ниже рабочих местах (на момент проверки, документы, подтверждающие факт проведения оценки риска не представлены), чем нарушен пункт 3.2.6 СанПин 2.2.4.3359-16 "Санитарно-противоэпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах". Согласно данному протоколу измерений:
эквивалентный уровень звука на рабочем месте оператора линии у фасовочного автомата СП 16-VARIO N 1026, на участке фасовки прянично-бараночного цеха Калининой А.В. равен 83 дБА при ПДУ 80 дБА согласно пункту 3.2.2 СанПин 2.2.4.3359-16 (превышение на 3 дБА);
эквивалентный уровень звука на рабочем месте оператора линии у фасовочного автомата, на участке фасовки сухарного цеха Макаровой А.П. равен 81 дБА при ПДУ 80 дБА, согласно пункту 3.2.2 СанПин 2.2.4.3359-16 (превышение на 1 дБА);
эквивалентный уровень звука на рабочем месте укладчика сухарей Петуховой Э.В. у автомата резки сухарей Gasparin, на участке резки сухарных плит сухарного цеха равен 82 дБА при ПДУ 80 дБА, согласно пункту 3.2.2 СанПин 2.2.4.3359-16 (превышение на 2 дБА).
Административная ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
Также при проведении плановой проверки выявлено нарушение действующих санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, выразившееся в том, что помещения отдела продаж по городу и Республике Марий Эл, отдела продаж по межгороду с рабочими местами, оборудованными ПЭВМ, не имеют естественного освещения (на момент проверки деятельность пользователей ПЭВМ указанных отделов осуществлялась в помещениях, не имеющих окон, в то время как расчеты, обосновывающие соответствие норм естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих, отсутствуют), что является нарушением требований пункта 3.1 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Согласно протоколу N 102-О измерений и оценки искусственной освещенности на рабочих местах от 21 августа 2018 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" 17 августа 2018 года проведены замеры уровней освещенности, установлено:
уровень искусственной освещенности на рабочем месте пользователя ПЭВМ - менеджера по продажам Н. Э.А. за столом, в отделе сбыта и продаж равен 331 лк, в то время как согласно пункту 10.1.10, таблицы П 9.2 Приложения 9 СанПин 2.2.4.3359-16 "Санитарно-противоэпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" норма уровня искусственной освещенности равна 400 лк;
уровень искусственной освещенности на рабочем месте пользователя ПЭВМ - менеджера по охране труда Матюковой Г.Ю. за столом, в кабинете охраны труда равен 336 лк при общем освещении посредством ламп ДРЛ, в то время как согласно пункту 10.1.10, таблицы П 9.2 Приложения 9 СанПин 2.2.4.3359-16 "Санитарно-противоэпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" норма уровня искусственной освещенности равна 400 лк.
Согласно протоколу оценки заселенности грызунами и насекомыми N 105-ОИ от 20 августа 2018 года ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-противоэпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, а именно: помещения ООО "Фирма "Сувенир", расположенные по адресу: "... ", заселены синантропными насекомыми - тараканами рыжими (при визуальном осмотре в моечной торгового цеха обнаружены три особи рыжего таракана, в торговом цехе на яйцебитне обнаружена одна особь таракана рыжего); при эксплуатации производственных помещений не соблюдены меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, что является нарушением пункта 3.3 СП 3.5.2.1376-03 "Санитарно-противоэпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекционных мероприятий против синантропных членистоногих".
Данные нарушения квалифицируются по статье 6.4 КоАП РФ.
Событие, состав административного правонарушения, вина ООО "Фирма "Сувенир" в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: протоколами об административном правонарушении от 6 сентября 2018 года, с которыми согласилась исполнительный директор общества Ш. В.И.; актами обследования ООО "Фирма "Сувенир" от 15 августа 2018 года, 16 августа 2018 года, 22 августа 2018 года; протоколом N 102-О измерений и оценки искусственной освещенности на рабочих местах от 22 августа 2018 года; протоколом N 105-ОИ оценки заселенности грызунами и насекомыми от 20 августа 2018 года; протоколом N 84-Ш измерений и оценки уровней шума на рабочих местах от 23 июля 2018 года; протоколом N 102-Ш измерений и оценки уровней шума на рабочих местах от 21 августа 2018 года; картой N 71 специальной оценки условий труда от 27 июля 2018 года; индивидуальной программой реабилитации инвалида от 22 мая 2014 года; актом проверки N 937 от 6 сентября 2018 года.
Данные доказательства получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия (бездействие) ООО "Фирма "Сувенир" должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции квалифицированы как несоответствующие вышеуказанным требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и образующие составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 КоАП РФ.
Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из обстоятельств дела, установленных должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина ООО "Фирма "Сувенир" в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых должностным лицом административного органа объединено в одно производство, нашла свое подтверждение.
Доказательства, подтверждающие принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения административных правонарушений, а также доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, представлены не были. При этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась.
Административное наказание назначено должностным лицом административного органа с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Довод жалобы о неполноте рассмотрения дела, выразившейся в игнорировании и непринятии в качестве доказательства акта проверки N "... " от 6 сентября 2018 года, составленного с учетом устранения нарушений до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания, является несостоятельным, поскольку добровольное устранение выявленных нарушений не исключает привлечение к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, данное обстоятельство учитывается при назначении административного наказания.
Нарушение должностным лицом сроков составления протокола об административном правонарушении, на которое указывается в жалобе, в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" является несущественным недостатком, поскольку данный срок не является пресекательным.
Предписание N "... " от 6 сентября 2018 года, выданное заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл Юмашевой Т.В, подлежит оспариванию в ином порядке.
Как видно из его содержания, данное предписание вынесено не в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ для вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Поэтому обжалование (оспаривание) данного предписания возможно не в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, а в порядке административного или арбитражного судопроизводства в зависимости от субъектов спорных правоотношений и характера публично-правового спора.
Для рассмотрения настоящего дела не имеют существенного значения обстоятельства вынесения данного предписания.
В жалобе указано на нарушение судьей сроков направления обжалуемого решения лицам, участвующим в деле.
Однако данный довод не может повлечь отмену решения судьи суда первой инстанции, поскольку не имеет отношения к существу рассмотренного дела, не повлиял на возможность обжалования лицом решения судьи.
Дело рассмотрено должностным лицом административного органа, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, без существенных нарушений процессуальных требований. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованное решение вынесено судьей суда первой инстанции с соблюдением статьи 24.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Жалоба ООО "Фирма "Сувенир" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Сувенир" - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.