Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Жуковой Г.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Светлаковой М. Ю. на постановление заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. от 6 декабря 2018 года
N 14-10/2018-20, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Министерства социального развития Республики Марий Эл Светлаковой М. Ю, "дата" года рождения, уроженки
"адрес", зарегистрированной по адресу: "... ", ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установила:
постановлением заместителя министра финансов Республики
Марий Эл Ковиной Н.В. от 6 декабря 2018 года N 14-10/2018-20 начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер Министерства социального развития Республики Марий Эл Светлакова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "... ".
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 21 марта 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба
Светлаковой М.Ю. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Светлакова М.Ю. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, указывает, что в ее действиях отсутствует пренебрежительное отношение к исполнению публично-правовых обязанностей, большинство форм, входящих в совокупность бюджетной отчетности, предоставлены с незначительным нарушением срока, последняя сданная форма отчетности предоставлена с использованием программного комплекса "Свод-Смарт" "дата". Также указывает на отсутствие доказательств наличия значительной степени опасности для охраняемых отношений в рассматриваемом случае, обязанность по предоставлению отчетности исполнена.
Изучив жалобу, выслушав объяснения Светлаковой М.Ю, поддержавшей жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении "N", судья приходит к следующему.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.
По смыслу статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.
Приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от
25 декабря 2017 года N 140 о/д определен состав бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета за 2017 год; состав сводной бухгалтерской отчетности главных администраторов средств бюджета, осуществляющих в отношении бюджетных и автономных учреждений полномочия и функции учредителя за 2017 год. Срок сдачи годовой отчетности за 2017 год для Министерства социального развития Республики Марий Эл установлен 1-2 февраля 2018 года. Представление отчетности осуществляется в электронном виде путем передачи по телекоммуникационным каналам связи средствами прикладного программного комплекса "Свод-Смарт" с использованием электронной подписи.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 20 декабря 2016 года N 50-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Министерство социального развития Республики Марий Эл является главным распорядителем бюджетных средств.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства финансов Республики Марий Эл от "дата"
N "... " "О проведении контрольного мероприятия" проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности в Министерстве социального развития Республики Марий Эл за период с "дата" по
"дата", в ходе которой выявлены нарушения установленных сроков предоставления бюджетной отчетности за 2017 год.
Годовая отчетность Министерства социального развития Республики Марий Эл за 2017 год в электронном виде представлена в Министерство финансов Республики Марий Эл в период с "дата" по "дата".В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Министерства социального развития Республики Марий Эл от "дата" N "... " "О назначении" Тимофеева М.Ю. назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Министерства социального развития Республики Марий Эл. В соответствии с приказом от "дата"
N "... " "Об изменении фамилии" фамилия "Тимофеева" изменена на "Светлакову".
Согласно должностному регламенту начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера, утвержденному министром социального развития Республики Марий Эл "дата", начальник отдела - главный бухгалтер обеспечивает представление сводной бюджетной (бухгалтерской) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки.
Бюджетная отчетность Министерства социального развития Республики Марий Эл за 2017 год подписана, в том числе электронной подписью начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Светлаковой М.Ю.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Светлаковой М.Ю. пришло к выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, выразившегося в представлении бюджетной отчетности Министерства социального развития Республики Марий Эл за 2017 год с нарушением установленных сроков.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы Светлаковой М.Ю. согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях Светлаковой М.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, а также не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оснований не соглашаться с этими выводами, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок предоставления бюджетной отчетности, нарушение которого влечет существенную угрозу общественным отношениям, выразившимся в нарушении бюджетного законодательства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, допущенного нарушения и характера охраняемых общественных отношений, длительного стажа работы Светлаковой М.Ю, количества отчетных форм, представленных с нарушением сроков, а также продолжительности нарушенного срока, совершенное Светлаковой М.Ю. административное правонарушение нельзя признать малозначительным, рассматриваемый случай не отвечает признаку исключительности, о чем содержатся подробные выводы в оспариваемом решении судьи.
В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения Светлаковой М.Ю. установленных сроков представления годовой отчетности. Судьей городского суда также дана оценка направлению запроса о переносе сроков представления отчетности за 2017 год за день до истечения установленного срока.
Доводы жалобы о представлении отчетности с незначительным нарушением сроков, представлении последней формы отчетности "дата" не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи.
Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции статьи 15.15.6 КоАП РФ и является минимальным.
При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. от 6 декабря 2018 года N 14-10/2018-20, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 марта
2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Светлаковой М. Ю. оставить без изменения, жалобу Светлаковой М. Ю. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.