Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев дело по жалобе:
федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, "... ", юридический адрес: "... " сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,
на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань) ФГКУ "1026 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача Казанского района ответственности Беднякова В.В. от 11 сентября 2018 года N 37 федеральному государственному казенному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ЦЖКУ", учреждение) назначено административное наказание в виде штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ФГКУ "ЦЖКУ" подало в суд жалобу на данное постановление, просило его отменить или снизить размер административного штрафа, ссылаясь на наличие обстоятельств, препятствующих исполнению предписания от 18 мая 2018 года N 234 в установленный срок, неполноту рассмотрения дела, процессуальные нарушения.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года постановление должностного лица от 11 сентября 2018 г. N 37 оставлено без изменения, жалоба ФГКУ "ЦЖКУ" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ФГКУ "ЦЖКУ" в лице защитника Феоктистовой С.В. просит вышеуказанные акты отменить либо снизить размер административного штрафа. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция лица, привлеченного к административной ответственности, избранная при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на нарушение судьей норм материального и процессуального права, неполноту рассмотрения дела. В жалобе отмечается, что в постановлении должностного лица не отражены действия учреждения по устранению допущенных нарушений, не учтено, что учреждение является бюджетной организацией, которая обязана соблюдать законодательство о контрактной системе, наличие оснований для назначения наказания в виде предупреждения. Форма вины в постановлении не отражена. В жалобе также содержится просьба о восстановлении срока на подачу жалобы на решение судьи.
На рассмотрение жалобы лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Изучив материалы дела, материалы административного производства, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 стать 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, копия решения судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года получена ФГКУ "ЦЖКУ" 25 января 2019 года, жалоба подана обществом посредством почтовой связи 5 февраля 2019 года.
Учитывая незначительный пропуск срока на подачу жалобы (одни сутки), а также отдаленность места нахождения подателя жалобы от места нахождения суда имеются основания для восстановления пропущенного срока.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пунктам 1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санаторно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий" юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест" производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Согласно пункту 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов пищевого назначения" водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Как следует из материалов дела, материалов административного производства, специалистами Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань) ФГКУ "1026 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства в области водоснабжения, содержания территории, казарменно-жилищного фонда в войсковой части "... ", по результатам которого составлен акт от 18 мая 2018 года N 323.
Проверкой установлено, что в нарушение требований пунктов 1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01, пунктов 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 лабораторные исследования воды по программе производственного контроля с объектов водоснабжения войсковой части 05203 не проводятся. Договор на проведение лабораторных исследований воды по программе производственного контроля не заключен. В нарушение требований пункта 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 зона санитарной охраны строгого режима скважины N 1 войсковой части "... " составляет 10 метров, скважины N 2 войсковой части "... " - 20 метров, скважины N 3 войсковой части "... " - 2 метра.
Уставом ФГКУ "ЦЖКУ" от 3 марта 2017 года предусмотрено, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунальных услуг (пункт 12). На основании пункта 14 Устава ФГКУ "ЦЖКУ" осуществляет следующие основные виды деятельности: забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределению ее потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; удаление и очистка сточных вод, отходов; оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, сбор, обработка и утилизация отходов.
Действия (бездействие) ФГКУ "ЦЖКУ" квалифицированы должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции как не соответствующие вышеуказанным нормам санитарного законодательства и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства дела (событие и состав административного правонарушения) наряду с актом проверки от 18 мая 2018 года N 323 подтверждаются следующими доказательствами: письменные объяснения Ф. И.Н. (начальник ЖКС N 1/2 ЖЭ(К)О N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по РВСН) от 9 июня 2018 года, письменные объяснения Х. В.Н. от 22 июня 2018 года. Этим доказательствам в их совокупности дана правильная оценка в решении судьи суда первой инстанции.
Установленные судом обстоятельства в жалобе не оспариваются.
Вместе с тем, в вину ФГКУ "ЦЖКУ" в обжалованном постановлении вменены также следующие нарушения.
Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) с территории в/ч 05203 жилищно-коммунальной службой N 1/2 с апреля 2018 года не осуществляется, вывоз ТКО организован силами войсковой части. Сброс жидких бытовых отходов в в/ч "... " производится самотеком, без очистки, на рельеф местности. Этим нарушаются требования ФЗ РФ N 7 от 10 января 2002 года "Об охране окружающей природной среды", СапПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения". Со стороны жилищно-коммунальной службы N 1/2 в течение 2017 года, истекшего периода 2018 года мероприятия по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, определенные приказом начальника ФГКУ "ЦЖКУ" МО РФ N 28 от 18 апреля 2017 года "О подготовке казарменно-жилищного фонда, коммунальных объектов к зимнему периоду эксплуатации 2017-2018 годов" на обслуживаемых объектах в/ч "... " не выполнялись.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Из административных материалов следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "ЦЖКУ" возбуждено военным прокурором 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть "... " о чем вынесено постановление от 10 июля 2018 года
В данном постановлении в качестве основания для возбуждения дела указаны нарушения санитарно-эпидемиологических требований, выразившиеся в бездействии ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по своевременному оказанию услуг по проведению лабораторных исследований воды по программам производственного контроля и содержанию зон санитарной охраны источника водоснабжения.
Иные действия (бездействие), указанные в постановлении должностного лица административного органа, а именно: не осуществление вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) с территории в/ч "... " жилищно-коммунальной службой N 1/2 с апреля 2018 года, сброс жидких бытовых отходов в в/ч "... " самотеком, без очистки, на рельеф местности, не проведение в течение 2017 года, истекшего периода 2018 года мероприятий по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны, следовательно, не квалифицированы им как административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации должностное лицо административного органа в целях соблюдения требований статей 1.5, 1.6, 2.1, 28.1, 28.2 КоАП РФ в их нормативном единстве было не вправе привлекать юридическое лицо к административной ответственности за данные нарушения.
В связи с этим при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа судье суда первой инстанции следовало вне зависимости от доводов жалобы изменить постановление с исключением данных нарушений из описания объективной стороны вмененного административного правонарушения.
Таким образом, имеются основания для изменения постановления и решения судьи в этой части, что влечет снижение размера административного штрафа (пункт 2 части 1 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Доводы жалобы о том, что в постановлении должностного лица не отражены действия учреждения по устранению допущенных нарушений, не учтено, что учреждение является бюджетной организацией, которая обязана соблюдать законодательство о контрактной системе, и наличие оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, форма вины в постановлении не отражена, являются несостоятельными и не влекут отмену решения судьи.
Так, статус лица, привлеченного к административной ответственности, как бюджетного учреждения, необходимость соблюдения им законодательства о контрактной системе не освобождают от обязанности по соблюдению санитарного законодательства и не исключают привлечения к административной ответственности в случае его нарушения.
Действия учреждения по устранению допущенных нарушений, указанных в предписании от 18 мая 2018 года N 324, относятся к обстоятельствам, имевшим место после вынесения постановления о назначении административного наказания, не освобождают от административной ответственности и могли быть учтены лишь при назначении вида и меры административного наказания.
Не указание в постановлении должностного лица формы вины учреждения не влечет отмену постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется, поскольку совершенное учреждением административное правонарушение повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Административное правонарушение с учетом его характера и направленности противоправного посягательства, тяжести наступивших последствий малозначительным не является.
Дело рассмотрено должностным лицом административного органа, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. При этом презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не была нарушена.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
восстановить федеральному государственному казенному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации срок на подачу жалобы на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года.
Решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года, постановление начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань) ФГКУ "1026 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача Казанского района ответственности Беднякова В.В. от 11 сентября 2018 года N 37 изменить: исключить из них указание на следующие нарушения: "Вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) с территории в/ч "... " жилищно-коммунальной службой N 1/2 с апреля 2018 года не осуществляется, вывоз ТКО организован силами войсковой части. Сброс жидких бытовых отходов в в/ч "... " производится самотеком, без очистки, на рельеф местности. Этим нарушаются требования ФЗ РФ N 7 от 10 января 2002 года "Об охране окружающей природной среды", СапПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения". Со стороны жилищно-коммунальной службы N 1/2 в течение 2017 года, истекшего периода 2018 года мероприятия по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, определенные приказом начальника ФГКУ "ЦЖКУ" МО РФ N 28 от 18 апреля 2017 года "О подготовке казарменно-жилищного фонда, коммунальных объектов к зимнему периоду эксплуатации 2017-2018 годов" на обслуживаемых объектах в/ч "... " не выполнялись.".
Изменить размер административного штрафа, назначенного федеральному государственному казенному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, и установить его в сумме десяти тысяч рублей.
В остальной части решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 января 2019 года, постановление начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань) ФГКУ "1026 ЦГСЭН" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача Казанского района ответственности Беднякова В.В. от 11 сентября 2018 года N 37 оставить без изменения, жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.