Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Хрусталик" г. Йошкар-Олы"
Москвичевой Р.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Окишевой М.В. от 7 ноября 2018 года N 793у, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Хрусталик" г. Йошкар-Олы", юридический адрес: "... ", ИНН 1215066229, КПП 121501001,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Окишевой М.В. от 7 ноября
2018 года N 793у Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 5 "Хрусталик" г. Йошкар-Олы" (далее - МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "... " рублей.
Определением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Окишевой М.В. от 14 декабря
2018 года N 793у исправлена опечатка в устанавливающей части постановления.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 4 февраля 2019 года постановление должностного лица административного органа изменено, исключены указания на пункты нарушений: в журнале посещаемости и утреннего фильтра группы "Алмазик" отсутствуют результаты опроса родителей о состоянии здоровья воспитанников: "дата" "... " Е, "... " А, "... " Т, "... " Д.; "дата" "... " С, "... " Е, "... " Н.; "дата" "... " Г,
"... " Д.; "дата" "... " Д.; "дата" "... " Г.; "дата" "... " Е, "... " А, "... " Т.; в журнале посещаемости и утреннего фильтра группы "Малахит" отсутствуют результаты опроса родителей о состоянии здоровья воспитанников: "дата" "... " Г, "... " А, "... " Р, что является нарушением пункта 6.1 СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 11.2, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В остальной части постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба заведующего МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" Москвичевой Р.Г. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
заведующий МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" Москвичева Р.Г. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9
КоАП РФ либо изменить принятые акты и назначить административное наказание в виде предупреждения. Указывает, что мягкая мебель в группе не подлежала дезинфекции; наличие бактерий в смывах с посуды, а также отсутствие одной суточной пробы от приема пищи являются малозначительными нарушениями, поскольку не привели к вредным последствиям; нарушение температурного режима хранения суточных проб в холодильнике не было допущено; ответственность за изоляцию заболевших детей и забор рвотных масс у четырех детей, а также сообщение экстренного извещения о заболевших детях должен нести медицинский работник и руководитель, а не дошкольное учреждение.
В отзыве на жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурнова Е.В. просит оставить жалобу без удовлетворения, приводит доводы в поддержку решения судьи городского суда.
Изучив жалобу, отзыв, выслушав объяснения Москвичевой Р.Г, поддержавшей жалобу, представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурновой Е.В, Батуевой Т.С, поддержавших отзыв на жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении N "... ", судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
По смыслу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочих: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от
26 октября 2018 года N 1226 в отношении МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" проведены внеплановые мероприятия по проверке соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с возникновением случаев инфекционных заболеваний у детей, посещающих указанное учреждение.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 31 октября 2018 года в ходе внеплановых мероприятий обнаружены следующие нарушения:
- не организован и не обеспечен контроль за проведением ежедневного утреннего приема детей с опросом родителей о состоянии здоровья всех детей;
- в журнале посещаемости и утреннего фильтра группы "Алмазик" отсутствуют результаты опроса родителей о состоянии здоровья воспитанников: "дата" "... " Е, "... " А, "... " Т, "... " Д; "дата" "... " С, "... " Е, "... " Н.; "дата" "... " Г, "... " Д.; "дата" "... " Д.; "дата" "... " Г.; "дата" "... " Е, "... " А, "... " Т.;
- в журнале посещаемости и утреннего фильтра группы "Малахит" отсутствуют результаты опроса родителей о состоянии здоровья воспитанников: "дата" "... " Г, "... " А, "... " Р, что является нарушением пункта 6.1 СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 11.2, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
- не организован и не обеспечен контроль за проведением текущей дезинфекции при ограничительных мероприятиях (карантине) по острой кишечной инфекции, а именно: не проведены в очаге острой кишечной инфекции (группа "Алмазик") мероприятия по дезинфекции в полном объеме: на момент проверки ( "дата") в группе "Алмазик" имелись стулья с мягкой обивкой (в групповой - 2, в спальной - 1), которые не подвергаются влажной текущей дезинфекции, что является нарушением требований пунктов 6.1, 8.1, 8.2, 8.4 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", пункта 6.1 СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 18.1, 20.1 СанПиН 2. "дата"-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
- не оставлены суточные пробы от приёма пищи за "дата" (II завтрак - ряженка), что не позволяет определить качество приготовляемых блюд, может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, является нарушением пунктов 14.24, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
- нарушается хранение суточных проб, а именно: суточные пробы от "дата" и "дата" хранились в холодильнике для хранения суточных проб при температуре +9 гр. (при норме +2+6 гр.), что является нарушением пунктов 14.24, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
- не обеспечен контроль за выполнением требований санитарных правил всеми работниками учреждения, а именно: не обеспечена изоляция детей с признаками инфекционного заболевания в детском дошкольном учреждении, а именно: "дата" в группе "Малахит" не изолированы воспитанники "... " М, "... " Р, "... " И, "... " Д. с признаками инфекционного заболевания (вялость, рвота), в представленной медицинской документации (медицинские карты воспитанников, журнал амбулаторного приема, журнал карантинных мероприятий, журнал регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний формы 060/у) отсутствуют записи об изоляции воспитанников "... " М, "... " Р, "... " И... "... " Д. от здоровых детей, что является нарушением требований пункта 6.2 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", пунктов 11.2, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
- не организовано и не обеспечено выявление больных с инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней при всех видах оказания медицинской помощи, а именно:
"дата" в период времени с "... " до "... " отмечена рвота у 4 воспитанников группы "Малахит" ( "... " М, "... " Р, "... " И, "... " Д.), что является подозрением на инфекционное заболевание, и не отобраны рвотные массы у данных детей, что является нарушением требований пункта 4.2 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", пунктов 9.1, 9.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 18.1, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
- не организована и не обеспечена подача экстренного извещения в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь по месту выявления больного (независимо от места его нахождения), а именно: "дата" в период времени с "... " отмечена рвота у 4 воспитанников группы "Малахит" ( "... " М, "... " Р, "... " И, "... " Д.), что является подозрением на инфекционное заболевание; в представленном журнале регистрации инфекционных и паразитарных болезней установленной формы 060/у отсутствуют записи подачи экстренных извещений о подозрении на инфекционное заболевание у воспитанников "... " М, "... " Р, "... " И, "... " Д, что является нарушением требований пунктов 12.1, 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 18.1, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ;
Также "дата" в период времени с "... " по месту фактического нахождения Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при изучении информации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" установлено, что в смывах (код образца (пробы 20356.18.4411.Б) N 17 ? ложка разливная (группа "Алмазик"), N 20 - тарелка 2 блюдо (группа "Алмазик") обнаружены бактерии группы кишечных палочек, что является нарушением требований пунктов 6.1-8.4 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", пунктов 6.1, 17.1-17.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 17.8, 18.1, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", статей 11, 29 Федерального закона N 52-ФЗ.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" пришло к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, исключив при этом из объема предъявленного обвинения указание на отсутствие в журналах посещаемости и утреннего фильтра результатов опроса родителей о состоянии здоровья воспитанников. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и изменения назначенного наказания на предупреждение судья не усмотрел.
По результатам изучения представленных материалов судья Верховного Суда Республики Марий Эл отмечает следующее.
Указание в жалобе на то, что мягкая мебель не входит в перечень предметов, подлежащих обязательной дезинфекции, и ее наличие не свидетельствует о допущенном нарушении, основано на неверном толковании норм права.
Пунктами 8.1, 8.2, 8.4 СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций" предусмотрено, что при ОКИ проводят профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекцию. Дезинфекции подлежат все предметы, имеющие контакт с больным и являющиеся факторами передачи ОКИ (посуда столовая, белье нательное, постельное, полотенца, носовые платки, салфетки, предметы личной гигиены, выделения больного и посуда из-под выделений, поверхности в помещениях, жесткая мебель, санитарно-техническое оборудование, почва и другие). Указанный перечень предметов не является исчерпывающим.
Наличие на момент проверки в группе "Алмазик" МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" стульев с мягкой обивкой (в групповой - 2, в спальной - 1), которые не подвергаются влажной текущей дезинфекции, обоснованно расценено административным органом как нарушение санитарно-эпидемиологических требований, поскольку дезинфекции подлежат все предметы, являющиеся факторами передачи инфекций.
Доказательства отсутствия у образовательного учреждения возможности обеспечить надлежащую дезинфекцию, в том числе путем использования съемных чехлов на мягкой мебели или использования жесткой мебели, в материалы дела не представлены.
Вопреки доводу жалобы доказательства возникновения факта нарушения хранения суточных проб в холодильнике по вине административного органа отсутствуют. При проведении проверки присутствовал заведующий Москвичева Р.Г, при этом в акте проверки от "дата" "N" отсутствуют какие-либо замечания участвующих лиц, в том числе по процедуре проверки хранения суточных проб в холодильнике.
Указание в жалобе на то, что ответственность за изоляцию заболевших детей, забор рвотных масс у 4 детей и сообщение экстренного извещения о заболевших детях должен нести медицинский работник учреждения, который в соответствии с договором об оказании медицинских услуг от "дата" "N"д является сотрудником ГБУ Республики Марий Эл "Йошкар-Олинская детская городская больница", а также на персональную ответственность руководителя учреждения за сообщение экстренного извещения, не свидетельствует об отсутствии в действиях МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4
КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия
МБДОУ "Детский сад N 5 "Хрусталик" всех зависящих от него мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических требований, а также об осуществлении контроля за надлежащим исполнением медицинским работником своих обязанностей в соответствии с договором об оказании медицинских услуг от "дата" "N"д.
Вопреки доводу жалобы судья городского суда пришел к обоснованным выводам об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.
Исходя из характера административного правонарушения, его направленности на отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности детей и их здоровья, места совершения административного правонарушения с массовым пребыванием детей, что представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, основания для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Вопреки доводу жалобы тот факт, что у заболевших детей не выявлены острые кишечные инфекции именно бактериального происхождения, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 1 статьи 6.7 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение с учетом угрозы здоровью детей судья Верховного Суда Республики Марий Эл не усматривает.
При производстве по делу порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не были нарушены.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Окишевой М.В. от 7 ноября
2018 года N 793у, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Хрусталик" г. Йошкар-Олы" оставить без изменения, жалобу заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Хрусталик"
г. Йошкар-Олы" Москвичевой Р.Г. - без удовлетворения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.