Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Киселева Г.В,
судей: Журавлевой О.В, Мирошниченко Д.С,
при секретаре судебного заседания Краеве Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Ессентуки Ставропольского края, поданной представителем на основании доверенности Ярушиным В.И на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 марта 2019 года
по исковому заявлению Толстовой О.А к Администрации г. Ессентуки Ставропольского края, Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки Ставропольского края, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В,
установила:
13 ноября 2018 года Толстова О.А. в лице представителя на основании доверенности Першиной С.В. обратилась в Ессентукский городской суд с данным исковым заявлением, указав, что 11 декабря 2013 года обратилась в Комитет по муниципальной собственности администрации города-курорта Ессентуки с заявлением о предоставление её многодетной семье из четырёх человек в составе Толстовой О.А. и троих её несовершеннолетних детей земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Распоряжением Комитета по муниципальной собственности г..Ессентуки от 30 декабря 2013 года N591-р она принята на учёт с целью предоставления в аренду земельною участка для индивидуального жилищного строительства, в Книге учета заявлений граждан, имеющих трех и более детей, для получения земельного участка для индивидуальною жилищного строительства присвоен регистрационный номер N "". Постановлением Администрации г..Ессентуки N34 от 20 января 2014 года утверждён "Проект планировки территории по адресу: г..Ессентуки, севернее полосы отвода железной дороги, кадастровый квартал "", проектное название "Микрорайон "Северный-3", на территории муниципального образования - городской округ город-курорт Ессентуки. Указанное постановление опубликовано в газете "Ессентукская панорама". В целях реализации положений федерального и краевого законодательства, Администрацией г..Ессентуки для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории муниципального образования - городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона "Северный-3". На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей, детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание.
Проектом детальной планировки по застройке территорий г..Ессентуки в Северной части определён и зарезервирован земельный участок, площадью 38 га. под индивидуальную малоэтажную застройку - микрорайон "Северный 3". Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. Проект детальной планировки передан в Комитет по муниципальной собственности г..Ессентуки для дальнейших работ, связанных с межеванием. До настоящего времени земельный участок для индивидуального жилищного строительства семье Толстовой О.А. Администрацией города-курорта Ессентуки не предоставлен, чем нарушаются её права. Просила суд признать незаконным бездействие Администрации города-курорта Ессентуки, выразившееся в не предоставлении её многодетной семье из четырёх человек земельного участка в аренду на срок 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Обязать Администрацию города-курорта Ессентуки принять решение о предоставлении Толстовой О.А. и её многодетной семье из четырёх человек земельного участка в аренду на срок 49 лет для индивидуального жилищного строительства (л.д.3-6).
Определением Ессентукского городского суда от 11 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечён Орган опеки, и попечительства управления образования администрации г. Ессентуки (л.д.40-41).
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда от 04 марта 2019 года исковое заявление Толстовой О.А. к Администрации города-курорта Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки, Управлению архитектуры и градостроительства г. Ессентуки о признании незаконным бездействия Администрации города-курорта Ессентуки, выразившегося в не предоставлении её многодетной семье из четырёх человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности по предоставлению её многодетной семье из четырёх человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства удовлетворено частично. В части признания незаконным бездействия Администрации города-курорта Ессентуки, выразившегося в не предоставлении многодетной семье Толстовой О.А, состоящей из четырёх человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства отказано. Администрация г. Ессентуки обязана предоставить земельный участок многодетной семье Толстовой О.А, состоящей из четырёх человек в порядке и сроки установленные законом, в порядке очередности. В удовлетворении остальных исковых требований отказано (л.д.104-110).
В поданной 04 апреля 2019 года апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Ессентуки Ставропольского края в лице представителя на основании доверенности Ярушина В.И. просит решение Ессентукского городского суда от 04 марта 2019 года отменить, указав, что учитывая предмет искового заявления, предъявление подобного рода требований и рассмотрения таких требований судом, может осуществляться исключительно в рамках административного судопроизводства. Судом неверно применены нормы процессуального права, так как в принятии поданного искового заявления надлежало отказать, а в случае принятия искового заявления - прекратить производство по делу (л.д.118-119).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-133/2019, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 03 апреля 2013 года N88-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в Ставропольском крае", реализация Плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в Ставропольском крае (далее - "дорожная карта") призвана улучшить жилищные условия и обеспечить решение социальных проблем граждан, имеющих трех и более детей, повысить уровень обустройства населенных пунктов Ставропольского края инженерной и транспортной инфраструктурой (п.1). Целью "дорожной карты" является обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в Ставропольском крае (п.2). Реализация "дорожной карты" будет осуществляться с 2013 по 2015 годы (п.3).
Администрацией г. Ессентуки в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края направлена информация о финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории г. Ессентуки.
Положениями п.7 ст.14 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 09апреля2015года N36-кз предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, а также гражданам, имеющим трех и более детей, - в случае и порядке, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона.
Согласно положений ст.19
Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся у них на праве аренды при условии, если на земельном участке завершено строительство объекта индивидуального жилищного строительства и на него зарегистрировано право общей собственности всех членов многодетной семьи и если ранее гражданину, а также его супругу (супруге) земельные участки в собственность бесплатно не предоставлялись (ч.1). Решение о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного им в аренду, принимается органом, осуществляющим распоряжение земельным участком, в месячный срок со дня обращения указанных граждан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (ч.2). Гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка.
Права и обязанности по договору аренды земельного участка на период строительства объекта индивидуального жилищного строительства не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка детям, супругу (супруге) (ч.3). В целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее для целей настоящей статьи - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства (ч.4). Отказ в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, осуществляется в следующих случаях: 1) отсутствие у граждан, имеющих трех и более детей, права на приобретение земельного участка; 2) непредставление гражданами, имеющими трех и более детей, документов, указанных в части 5 настоящей статьи; 3) представление гражданами, имеющими трех и более детей, документов, содержащих недостоверные сведения, исключающие право на получение земельного участка; 4) если право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность, предоставление земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, было ранее реализовано гражданами, имеющими трех и более детей (ч.7). Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений (ч.8). Выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления (ч.9).
При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом (ч.10). Предоставление земельных участков в соответствии с настоящей статьей осуществляется без проведения торгов (ч.11).
В соответствии с генеральным планом г. Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок, площадью 38 га. под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон "Северный 3", следовательно, имеется возможность для предоставления земельного участка семье истца, но после выполнения требований закона по формированию земельного участка, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учёта такого земельного участка, определение разрешённого использования земельного участка, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), публикация сообщения о прием - заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Судом первой инстанции установлено, что работы по формированию земельных участков, не завершены, ведётся сбор технических условий для подготовки технического задания и проведения конкурсных мероприятий в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ (редакции от 27 декабря 2018 года) для определения организации по разработке проектно-сметной документации и инженерно-геологических изысканий в рамках обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.
С учетом представленных суду доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований Толстовой О.А. в части возложения обязанности на Администрацию г. Ессентуки по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду с учётом выполнения требований действующего законодательства: выполнение в отношении микрорайона "Северный 3" работ по формированию земельных участков, установления границ земельных участков, размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства: выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков, определение разрешённого использования земельных участков, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения: принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), публикация сообщения о приёме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье.
В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положений ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3).
С учётом приведённых норм закона, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела, и вынес законное и обоснованное решение.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации г. Ессентуки направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ессентукского городского суда от 04 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Ессентуки без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.