Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Сицинской О.В, Минаева Е.В.
при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Самохвалова Р.А.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 апреля 2019 года,
по гражданскому делу по иску Самохвалова Р.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа ПФР в выплате федеральной социальной доплаты до величины прожиточного минимума, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А,
УСТАНОВИЛА:
Самохвалов Р.А. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к ГУ - УПФ по городу - курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа ПФР в выплате федеральной социальной доплаты до величины прожиточного минимума, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что
он является инвалидом 2 группы.
С 1 января 2019 года в соответствии с ФЗ-122 от 22.08.2004 г. ФЗ-178 о государственной социальной помощи пользуется набором социальных услуг НСУ в натуральной форме.
Общая сумма материального обеспечения пенсионера, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера.
Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
При подсчёте и установке прожиточного минимума в Российской Федерации не учитываются нужды пенсионеров и инвалидов, направленные на лечение или какую-либо другую социальную поддержку незащищённым слоям населения.
Как следует из фактических обстоятельств дела, установленный прожиточный минимум пенсионера в городе Пятигорске на январь, февраль 2019 года составляет 8300 рублей.
Размер материального обеспечения истца, включая все денежные выплаты, составляет 7175 рублей. Таким образом, ответчик не доплачивает ему денежную сумму ежемесячно.
Просит суд признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в выплате ему ФСД до величины прожиточного минимума, взыскать материальный ущерб за период с января по апрель 2019 года в размере 4480 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что с 01.08.2018 истец является получателем государственной пенсии по инвалидности в управлении ПФР по г. Пятигорску, по категории инвалид 2 группы в размере 5180 рублей 24 копейки.
Одновременно с пенсией с 01.08.2018 была установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории "инвалид 2 группы" в размере 1515 рублей 05 копеек без учета отказа от набора социальных услуг (НСУ). Сумма ПСУ составляет 1075 рублей 19 копеек, которую истец получает в натуральном виде.
Согласно п. 2 ст. 12.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются сумму следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в т.ч. сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 "О страховых выплатах" и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных ст.6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки представляемых единовременно).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" федеральным законодателем установлена дата (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, сделанного гражданином на период с 1 января очередного года, не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги.
Федеральный закон - "О государственной социальной помощи" также не предусматривает возможности продления срока для подачи заявления на отказ от набора социальных услуг, срок до 01 октября соответствующего года для отказа от набора социальных услуг в будущем году является пресекательным.
В связи с чем, обоснован вывод суда, что срок, в течение которого гражданин вправе изменить свой выбор в отношении вида государственной социальной помощи на очередной год (до 1 октября текущего года), ограничен федеральным законом, а не территориальные органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Возможность отказа от набора социальных услуг (социальной услуги) поставлена законодателем в зависимость от волеизъявления их получателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информирование граждан о порядке предоставления государственных услуг по установлению ЕДВ и о предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг производится в ГУ УПФ РФ в соответствии с Административным регламентом предоставление Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации.
В ГУ УПФ РФ информация о правилах предоставления государственной услуга предоставляется гражданам с использованием электронного информирования посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ПФР в сети "Интернет", а также размещается на информационных стендах в помещениях ПФР и его территориальных органов.
Индивидуальное информирование граждан о Порядке предоставления государственной услуги по установлению ЕДВ производится специалистами в соответствии с п. 8 и 9 Административного регламента, при непосредственном обращении гражданина (представителя) в территориальный орган ПФР посредством ответов на письменные обращения граждан.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Таким образом, первоначально набор социальных услуг предоставляется только в натуральном выражении.
Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 статьи 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Пенсионное законодательство Российской Федерации носит заявительный характер, вследствие чего право гражданина на получение социальных выплат связано не только с правом на получение социальной выплаты, но и с его волеизъявлением, оформленным в виде заявления.
Информирование граждан о порядке предоставление государственных услуг по установлению ЕДВ и о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг производится в ГУ УПФ РФ посредством размещения в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ПФР в сети "Интернет", а также размещается на информационных стендах в помещениях ПФР и его территориальных органов.
В данной ситуации, истец мог воспользоваться иными источниками информации по спорному вопросу.
Поскольку от Самохвалова Р.А. не поступило заявление о предоставлении ему набора социальных услуг в денежном эквиваленте, то ГУ Управление Пенсионного фонда РФ обоснованно отказало ему в предоставлении набора социальных услуг в виде денежной компенсации.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, то и не подлежит удовлетворению и производное требование о взыскании морального вреда.
При изложенных обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Другие доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.