СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 19 июня 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2019 года.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 июня 2019 года.
Ставропольский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ковалевой Ю.В,
при секретаре судебного заседания Текеевой Л.А,
с участием представителя административного истца Ткачевой Н.Н. адвоката Обертас Ю.А, представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Аллагулиевой С.М, представителя прокуратуры Ставропольского края Дерда Н.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткачевой Н.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2017 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ N1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", который опубликован в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) 27 декабря 2017 года (номер публикации 5672).
Пунктом 1 названного приказа утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).
Пунктом 2529 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Пунктом 2537 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено также нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец Ткачева Н.Н, являясь собственником указанных нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N, обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года N1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" в части включения в него под пунктами N2529 и N2537 объектов недвижимого имущества - зданий с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных исковых требований указано, что объекты капитального строительства, включенные в Перечень на 2018 год, не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень противоречит приведенному законоположению и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца Ткачевой Н.Н. адвокат Обертас Ю.А. заявленные в иске требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Аллагулиева С.М. пояснила, что обжалуемый приказ N1122 принят в рамках компетенции Министерства имущественных отношений Ставропольского края, основанием для включения объектов недвижимости в Перечень в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 и пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации явились их наименования - "Магазин" и "Торговое", просила принять решение по делу на усмотрение суда.
Административный истец Ткачева Н.Н, а также представители заинтересованных лиц - ИФНС России по г.Пятигорску Ставропольского края, Администрации города Пятигорска Ставропольского края, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
От Ткачевой Н.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, проверив приказ в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Дерда Н.М, полагавшей административные исковые требования обоснованными, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14 и 372 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, а также иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N137, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.
В подпункте 16.1 раздела 3 "Полномочия" указанного Положения установлено, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края определяет в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Административный истец не ставил под сомнение компетенцию Министерства имущественных отношений Ставропольского края на принятие оспариваемого приказа.
В соответствии с пунктом 13 раздела IV Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N137, Министр имущественных отношений края издает в пределах своей компетенции распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации министерства - приказы ненормативного характера.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества размещен в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru) 27 декабря 2017 года (номер публикации 5672), что является надлежащим опубликованием.
Оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края".
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства также не оспариваются административным истцом.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Ткачева Н.Н. является собственником следующих нежилых знаний, расположенных в г.Пятигорске по ул.Ермолова, 16:
- с кадастровым номером N, литер "Шш", площадью 448,2 кв.м с наименованием "Склад";
- с кадастровым номером N, литер "Ш1", площадью 548,3 кв.м с наименованием "Склад".
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 29 декабря 2018 года.
Перечисленные нежилые здания включены в Перечень по причине ранее имевшихся у них наименований "Магазин" и "Торговое" соответственно, тогда как в настоящее время постановлениями Администрации города Пятигорска Ставропольского края N5250 от 24 декабря 2018 года и N5272 от 26 декабря 2018 года наименования указанных объектов изменены на "Склад".
По утверждению представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края, основанием для включения нежилых зданий в Перечень явились сведения об их наименовании - "Магазин" и "Торговое", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Между тем, само по себе наименование объектов недвижимого имущества "Магазин" и "Торговое" не свидетельствует о возможности отнесения данных объектов к объектам торговли без оценки иных фактических обстоятельств.
Так, указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности и имеет вид разрешенного использования "под нежилым зданием".
Такой вид разрешенного использования однозначно не свидетельствует о том, что на данном земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов. Следовательно, включение принадлежащих административному истцу зданий с кадастровыми номерами N и N в оспариваемый Перечень должно быть обусловлено фактическим использованием этих объектов недвижимости.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в сфере земельных отношений.
Вместе с тем, такой вид разрешенного использования как "под нежилым зданием" в составе земель населенных пунктов не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540.
Судом установлено, что административным ответчиком обследование объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, с целью установления вида их фактического использования перед принятием оспариваемого нормативного правового акта не проводилось, правоустанавливающая и техническая документация у собственника не запрашивалась.
Согласно технического паспорта нежилых строений в нежилом здании литер "Ш1" с кадастровым номером N, как и в нежилом здании литер "Шш" с кадастровым номером N, отсутствуют помещения, предназначенные для размещения делового, административного назначения, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С 2016 года по 2018 год Ткачева Н.Н. сдает в аренду торговый зал площадью 72,7 кв.м, находящийся на первом этаже нежилого здания литер "Шш" с кадастровым номером: N общей площадью 448,2 кв.м, что подтверждается договорами аренды нежилых помещений N4 от 8 июля 2016 года, N3 от 4 января 2017 года, N3 от 1 февраля 2018 года, заключенными между Ткачевой Н.Н. и Черновым Е.В, а также договорами аренды нежилых помещений N3 от 5 января 2016 года, N2 от 4 января 2017 года, N2 от 1 февраля 2018 года, заключенными между Ткачевой Н.Н. и Черновой Т.А.
Соответственно, в аренду под торговую деятельность сдается менее 20% от общей площади здания (20% от 448,2 кв.м составляет 89,64 кв.м).
Проанализировав фактические обстоятельства по делу содержание документов технического учета, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имевшиеся у Министерства сведения не позволяли с достоверностью определить нежилые здания как объекты торговли, в связи с чем оснований для включения их в оспариваемый Перечень по признаку наименования нежилых помещений не имелось.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень на 2018 год спорных объектов недвижимости подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования в части даты признания оспариваемого нормативно-правового акта недействующим в части, суд полагает, что требования о признании нормативно-правового акта недействующим в оспариваемой части со дня его принятия являются обоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае включение спорного объекта в Перечень произведены в целях налогообложения на 2018 год, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Ткачевой Н.Н подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Ткачевой Н.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года N1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" в части включения в него под пунктами N2529 и N2537 объектов недвижимого имущества - зданий с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес"
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.