Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Таранухи Д.А. на решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2019 года,
установил:
постановлением и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Таранухи Д.А. от 10 декабря 2018 года должностное лицо - начальник государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ипатовская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее ГБУ СК "Ипатовская райСББЖ") Ключка... привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2019 года постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в краевой суд, и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Тарануха Д.А. просит отменить решение судьи, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права, возвратить дело на новое судебное рассмотрение.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Ключки А.В. по ордеру - адвоката Грушевскую Е.В, просившую отказать в удовлетворении жалобы, представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Ружанскую Л.В, просившую удовлетворить жалобу, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона о ветеринарии).
Согласно части 1 статьи 2.1 Закона N 4979-1 ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Основанием для привлечения начальника ГБУ СК "Ипатовская райСББЖ" Ключка А.В. к административной ответственности явились выводы должностного лица о не соблюдении им законодательства РФ в области ветеринарии, именно нарушены: статья 2.1 Закона РФ от 14 мая 1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; пункты 7, 9, 10 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утв. Приказом Минсельхоза России от 05 ноября 2008 года N 490; пункты 8.1, 8.2, 8.3, 9.1, 9.2, 9.3, 10.1, 10.2, 10.3. Порядка представления информации в ФГИС "ВетИС" и получения информации из неё, утв. Приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 года N 318; пункт 24 Правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора), утверждённый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2017 года N 80 - во вскрывочной отсутствует помещение для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных отдельный изолированным выход; в боксах, расположенных в "заразной" зоне лаборатории отсутствуют боксы биологической безопасности II класса, предназначенные для работы с ПБА; в ветеринарной лаборатории отсутствует автоклав, размещенный в стене смежных помещений. В одном из которых осуществляется загрузка сырья в другом - выгрузка обезвреженных конфискатов. Учреждение не осуществляет внесение информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров в государственную информационную систему "ВетИС-Веста".
Отменяя постановление должностного лица административно органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу о том, что допустимых доказательств вины Ключки А.В. суду не представлено.
В части нарушения пункта 7 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии допустимых доказательств вины Ключка А.В. должностным лицом Россельхознадзора суду не представлено, в здания (вскрывочного блока), имеется отдельное помещением для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных и отдельный изолированный выход.
В части нарушения пункта 9 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии - отсутствие в ветеринарной лаборатории бокса биологической опасности 2 класса, предназначенного для работы с ПБА, пункт 9 Правил указанное требование не содержит. Должностное лицо не привело мотивированных доводов и доказательств тому, что механизированные и автоматизированные линии и приборы-автоматы для проведения диагностических исследований и анализа проб имеют определение - бокс биологической безопасности 2 класса, предназначенный для работы с ПБА и относятся к ним.
В соответствии с п.10 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии утилизационное помещение должно быть оборудовано автоклавами или трупосжигательной печью. Автоклав должен быть размещен в стене смежных помещений, в одном из которых осуществляется загрузка сырья, в другом - выгрузка обезвреженных конфискатов. В соответствии с пунктом 5 приказа Минсельхоза от 05 ноября 2008 года N 490, в том числе подчеркнуто, что состав производственных помещений ветеринарной лаборатории определяется исходя из специфики проводимых лабораторных исследований. ГБУ СК "Ипатовская райСББЖ" не является максимально изолированной лабораторией, не проводит молекулярно - биологические работы по выделению РНК и ДНК патогенных возбудителей, получению ГМО и их применения, не занимается изучением особо опасных и малоизученных микроорганизмов, где согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам требуется размещение автоклава в стене смежных помещений.
В части обязательства по внесению информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров в систему ВетИС - Веста у начальника ГБУ СК "Ипатовская райСББЖ" Ключка А.В. отсутствовали. В соответствии с пунктом 13 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2015 года N 676, "основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации". Из пункта 18 Требований также, следует, что "основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию". Информация об издании указанного нормативного акта отсутствует, на официальном сайте Россельхознадзора нормативно правовой акт о вводе системы в эксплуатацию, определяющей срок начала эксплуатации, не размещен. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом суду представлено не было.
С данными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
В соответствии с пунктом 7 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии лабораторные животные ветеринарных лабораторий должны содержаться в отдельном здании (виварии). В составе вивария должны быть предусмотрены вскрывочная, помещение для дезосредств, помещение для хранения лекарственных средств, помещения и оборудование для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных с отдельным изолированным выходом, оборудованные морозильниками промышленного типа. Допускается хранение лекарственных средств в специально оборудованном шкафу.
Согласно схемы расположения отдельного здания (вскрывочного блока), в нем имеется отдельное помещением для хранения трупов умерщвленных лабораторных животных и отдельный изолированный выход. Согласно видеозаписи, отдельный выход в помещении, которую должностные лица ветлаборатории представили сотрудникам надзорного органа как помещение для хранения трупов умерщвленных животных имеется.
В соответствии с п. 9 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, лабораторные исследования должны проводиться с соблюдением следующих требований: а) помещения ветеринарной лаборатории должны быть подключены к электро-, теплосетям, а также системе канализации и водоснабжения, оборудованы системой вентиляции воздуха, телефонной и цифровой связью; б) производственные помещения ветеринарной лаборатории должны иметь: стены с гладкими поверхностями, которые легко поддаются очистке и дезинфекции; потолок с легко моющимся покрытием; герметично закрывающиеся окна, защищенные от проникновения насекомых; потолочное освещение, обеспечивающее достаточный для осмотра уровень освещенности, а также местное и переносное освещение; полы из водонепроницаемых материалов с хорошим водостоком. Сточные воды должны подвергаться обеззараживанию перед их поступлением в общую канализацию; в) лабораторная мебель должна иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин; г) при оборудовании ветеринарной лаборатории должны предусматриваться: мобильные высоконапорные автоматизированные установки для влажной и аэрозольной дезинфекции и дезинсекции помещений; механизированные и автоматизированные линии и приборы-автоматы для проведения диагностических исследований и анализа проб; контейнеры для сбора конфискатов от вынужденно убитых животных и трупов мелких животных; д) помещения, где проводят работы с инфицированными или потенциально инфицированными материалами, оборудуют бактерицидными лампами, которые используют для обеззараживания воздуха и поверхностей по режимам в соответствии с нормативными документами.
Согласно ГОСТ Р ЕН 12469-2010. Национальный стандарт РФ. Биотехнология. Технические требования к боксам микробиологической безопасности, Бокс - это вентилируемое пространство, предназначенное для обеспечения защиты оператора и окружающей среды от аэрозолей, возникающих вследствие работы с потенциально опасными и опасными микроорганизмами, с помощью удаления воздуха в атмосферу путем фильтрации.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии утилизационное помещение должно быть оборудовано автоклавами или трупосжигательной печью. Автоклав должен быть размещен в стене смежных помещений, в одном из которых осуществляется загрузка сырья, в другом - выгрузка обезвреженных конфискатов.
Согласно лицензии N77.99.18.001.Л.001307.02.06 от 20 февраля 2006 года, выданная Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на осуществление диагностических исследований материала заражённого или с подозрением на заражённость микроорганизмами 2-4 групп патогенности, простейшими, гельминтами 3-4 групп патогенности и санитарно- эпидемиологическое заключение N 26.01.06.000.М.000620.11.15 от 25 ноября 2015 года (действительно до 25 ноября 2020 года) на проведение диагностических работ с микроорганизмами 2-4 групп патогенности, простейшими, гельминтами 3-4 групп патогенности (копии данных документов находятся в материалах дела).
Согласно пункта 5 приказа Минсельхоза от 05 ноября 2008 года N 490, состав производственных помещений ветеринарной лаборатории определяется исходя из специфики проводимых лабораторных исследований. ГБУ СК "Ипатовская райСББЖ" не является максимально изолированной лабораторией, не проводит молекулярно - биологические работы по выделению РНК и ДНК патогенных возбудителей, получению ГМО и их применения, не занимается изучением особо опасных и малоизученных микроорганизмов, где согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам требуется размещение автоклава в стене смежных помещений.
Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС "ВетИС") введена в эксплуатацию приказом Россельхознадзора от 10 марта 2017 года N 240.
Приказ Минсельхоза России от 30 июня 2017 года N 318 "Об утверждении Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее" (Зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2017 года N 48727), действует с 11 ноября 2017 года.
Предоставление информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется с использованием компонента ВетИС - Меркурий, предназначенного для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, сохранения и обработки информации о них.
Методические указания по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, утверждены Приказом Россельхознадзора от 30 января 2018 года N 53 (Зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2018 N 50349), действует с 26 марта 2018 года.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2018 года N 80 утверждены Правила организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора).
Согласно пункта 24 Правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) сведения о поступивших в лабораторию (центр) пробах (образцах) и результатах их лабораторных исследований (испытаний) подлежат учету в соответствии с порядком организации лабораторной деятельности, установленным законодательством государств-членов. Лаборатория (центр) при проведении исследований (испытаний) в рамках ветеринарного контроля (надзора) принимает меры по внедрению электронной системы учета лабораторной деятельности, предназначенной для автоматизации процесса сбора, передачи и анализа информации о результатах проведения лабораторных исследований (испытаний) проб (образцов).
Таким образом, Решением Комиссии Таможенного союза от 10 ноября 2018 года N 80 утверждены ветеринарно-санитарные правила, регламентирующие ветеринарно-санитарные меры в Евразийском экономическом союзе.
Проверкой установлено, что Учреждение не осуществляет внесение информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров в государственную информационную систему "ВетИС-Веста".
Так за период с 01 января 2018 года по 18 октября 2018 года ветеринарной лабораторией - испытательным центром Учреждения проведено 109474 исследований, однако в государственной информационной системе "ВетИС - Веста" информация об указанных исследованиях отсутствует.
В соответствии с пунктом 13 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащихся в их базах данных информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2015 года N 676, "основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию в установленный срок начала эксплуатации".
Из пункта 18 Требований также следует, что "основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию".
Однако, информация об издании указанного нормативного акта отсутствует и на официальном сайте Россельхознадзора нормативно-правовой акт о вводе системы в эксплуатацию, определяющий срок начала эксплуатации, не размещен.
Каких-либо иных приказов, распоряжений, выданных ГБУ СК "Ипатовская райСББЖ" уполномоченным органом с указанием начала срока, обязывающего начать эксплуатацию системы с конкретного срока и в полном объеме, а не в тестовом режиме, административным органом не представлено.
Решение судьи городского суда является мотивированным, законным и обоснованным.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодеком Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену оспариваемого судебного акта, по данному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ипатовская районная станция по борьбе с болезнями животных" Ключки.., оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.