Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности - Журба Д.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29 декабря 2018 года и решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17 апреля 2019 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу - главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17 апреля 2019 года юридическое лицо - управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности - Журба Д.А. просит отменить постановление должностного лица Росприроднадзора и решение судьи городского суда, как вынесенные с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. Одновременно с жалобой представителем управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности - Журба Д.А. заявлено ходатайство, в котором она просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу положений указанной процессуальной нормы течение срока на подачу жалобы исчисляется с момента получения лицом, привлеченным к административной ответственности, копии постановления (решения), в том числе, в случае подачи жалобы должностным лицом либо протеста прокурором.
Как следует из материалов дела, копия обжалуемого решения получена представителем управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности - Журба Д.А. 29 мая 2019 года, сведений о более раннем вручении или получении копии решения в деле не имеется, при этом жалоба подана 31 мая 2019 года, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения установлены статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения рейдовой проверки сотрудниками Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу было установлено, что юридическое лицо - управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в результате бездействия допустило нарушение требований к охране водного объекта реки Кубань, которое могло повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение.
С ливневой канализации, проходящей по территории земельных участков расположенных в кадастровом квартале N26:16:050221 осуществляется сброс сточных ливневых, дренажных, талых вод в поверхностный водный объект - реки Кубань, с географическими координатами 44°37"39.7" северной широты 41°55"55.5" восточной долготы, не имея специального разрешения и документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами и их частями, без установленных и согласованных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, а также с превышением нормативов допустимого воздействия.
Согласно протокола испытаний ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "НДАТИ по Ставропольскому краю" от 20 ноября 2018 года N441-в установлены следующие концентрации веществ в сточной воде: ион аммония - 0,31 мг/куб.дм.; нитрит - ион - 0,030 мг/куб.дм.; фосфат-ион - менее 0,05 мг/куб.дм.; АПАВ - 0,039 мг/куб.дм.; нефтепродукты - менее 0,05 мг/куб.дм.; БПКПОЛн. - 5,6 мг02/куб.дм.; взвешенные вещества - 3,6 мг/куб.дм.; нитрат-ион - менее 0,1 мг/куб.дм.; сульфат-ион - 21,5мг/куб.дм.; хлорид - ион - 8,9 мг/куб.дм.; сухой остаток - 225,00 мг/куб.дм.; железо - 0,098 мг/куб.дм.
Таким образом, сбрасывая недостаточно очищенные сточные воды в реку Кубань управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска нарушило требования к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и истощение, в связи с чем, обосновано привлечено должностным лицом к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; протоколом отбора (измерений) проб вода; экспертным заключением; протоколами осмотра, протоколом изъятия проб и образцов; фототаблицами; выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (земельные участки) выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю; схемами сетей водоотведения в кадастровом квартале N26:16:050221 в городе Невинномысске; письмами Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска; письмами Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска; письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края; письмом АО "Водоканал" города Невинномысска; письмом Администрации города Невинномысска; письмом И.П. Ковалева В.А.; письмом ЗАО "Ставропольский бройлер"; письмом ООО "Блеск"; письмом ООО "Невтекс"; письмом НЧОУ ВО "Невинномысский институт экономике, управления и права"; письмом ООО "Шоколенд"; письмом ГБУ СК "Ставропольский центр государственного экологического мониторинга" и другими материалами дела.
Всем собранным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска не относится к субъектам вмененного административного правонарушения ввиду отсутствия обязанности осуществления мер по охране упомянутого водного объекта, не являющегося собственностью муниципального образования, она не наделена полномочиями по надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны водных объектов (за исключением прудов и обводненных карьеров), не имела возможности воспрепятствовать лицам, допустившим загрязнение водного объекта.
Приведенный довод являлся предметом проверки в ходе производства по делу, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии администрации состава вмененного административного правонарушения, исходя из следующего.
В соответствии с распоряжением от 02 марта 2017 года N 33-Р "О некоторых вопросах учета, управления, содержания и распоряжения имуществом муниципальной казны муниципального образования городского округа - города Невинномысска" на управление ЖКХ по объектам муниципального имущества муниципальной казны - инженерной инфраструктуры города, предназначенных для электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, для освещения улиц города, благоустройства, включая детские, спортивные площадки, автомобильные дороги общего пользования местного значения, дорожные сооружения, элементы благоустройства, включая мосты, защитные, берегоукрепляющие, гидротехнические и ливневые сооружения, озеленения, паркового и лесного хозяйства, жилищного фонда, иного недвижимого имущества коммунального назначения (далее - объекты ЖКХ муниципальной казны) в том числе в отношении обеспечения работы комиссии по выявлению бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства, жилищного фонда проведения их инвентаризации и представления в комитет по управлению муниципального имущества администрации города Невинномысска пакетов документов, необходимых для постановки на государственный учет бесхозяйных объектов недвижимости.
Ливневая канализация, расположенная на земельных участках в кадастровом квартале N26:16:050221, не находится в собственности и не находится в реестре муниципального имущества муниципального образования городского округа - города Невинномысска, в составе имущества муниципальной казны муниципального образования городского округа - города Невинномысска.
Управление ЖКХ является органом администрации города Невинномысска, осуществляющим на территории города в пределах собственной компетенции функции по управлению в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения города, функции муниципального заказчика при осуществлении закупок на выполнение работ по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социально-культурного назначения и иных объектов городской инфраструктуры, а также функции по реализации на территории города жилищного законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления на основании Положения "Об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска", утвержденным решением Думы города Невинномысска от 21 февраля 2017 N 84-8, и в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска, утвержденные решением Думы города Невинномысска Ставропольского края от 10.08.2017 N174-17.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что администрации в целях сохранения природы на территории соответствующего муниципального образования, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды в границах указанного выше участка местности вблизи водного объекта.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.
Доводы жалобы представителя Журба Д.А. по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей городского суда и получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой, оснований не имеется.
Таким образом, доводов, влекущих отмену обжалуемого решения судьи районного суда, в жалобе не приведено и при рассмотрении дела не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1, 4.4 КоАП РФ и в минимальных пределах.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу, влекущих безусловную отмену принятых актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29 декабря 2018 года и решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17 апреля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в отношении юридического лица - управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.