Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Емельяновой Ю.В.
судей Федотовой Н.П, Виноградовой Т.И.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи Федотовой Н.П.
25 июня 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Требования Зверева И.В. удовлетворить.
Признать решение земельной комиссии при администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 11 декабря 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.
Обязать земельную комиссию при администрации Некрасовского муниципального района, администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление Зверева И.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1 500 кв.м, по адресу "адрес".
Об исполнении настоящего решения администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, земельной комиссии при администрации Некрасовского муниципального района, направить в суд и административному истцу сообщение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
По делу установлено:
Зверев И.В. обратился в суд с административным иском к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, земельной комиссии при администрации Некрасовского муниципального района о признании незаконным решения земельной комиссии от 11 декабря 2018 года об отказе Звереву И.В. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка из земель населенных пунктов с условным номером N, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование требований указано, что Зверев И.В. обратился в администрацию Некрасовского муниципального района 19 апреля 2018 года с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка из земель населенных пунктов с условным номером N, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации Некрасовского муниципального района от 3 мая 2018 года N 0685 было отказано, т.к. схема расположения земельного участка не соответствует землеустроительной документации - испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, предназначенной для сохранения и использования ландшафта, основные виды использования которой не предусматривают ведение личного подсобного хозяйства.
Решением Некрасовского районного суда Ярославской области от 13.09.2018 г. по делу N 2а-340/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда от 20.11.2018 г. требования Зверева И.В. были удовлетворены, на администрацию Некрасовского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление Зверева И.В. о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
В адрес административного истца поступило уведомление от 12 декабря 2018 года об исполнении судебных постановлений, в котором указано, что земельная комиссия при администрации Некрасовского муниципального района повторно рассмотрела заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по результатам рассмотрения было принято решение об отказе в предварительном согласовании, утверждении схемы расположения.
С данным решением истец не согласен, так как перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлен п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Администрацией для отказа избраны пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, пп. 35 ст. 1, пп. 3 п. 3, пп.2 п. 4 ст. 44 ГрК РФ, с указанием на то обстоятельство, что в соответствии со сведениями ЕГРН в границы кадастрового квартала N расположены многоквартирные дома и вследствие этого возникает обязанность разработки проекта межевания территории. Дополнительно администрация сослалась на Постановление администрации Некрасовского муниципального района от 14 июля 2018 года N 0960, т.е. на документ, принятый за пределами срока рассмотрения заявления. В то же время судом при рассмотрении административного дела N 2а-340/2018 установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-3 - территория застройки индивидуальными жилыми домами.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности выводов суда, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав представителя администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области по доверенности Панову А.А, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Зверева И.В. по доверенности Золотарёвой О.И, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из указанных оснований, в том числе: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В п. 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ.
В п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ указаны случаи, при которых не допускается образование земельных участков в соответствии со схемой расположения.
При этом в силу пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Таким образом, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка, действительно, должно осуществляться на основе проекта межевания территории.
Между тем, вопреки доводам жалобы, из материалов дела не следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Суд при оценке доводов административного ответчика обосновано применил положения п. 2 ст. 64 КАС РФ, согласно которому обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Некрасовского районного суда Ярославской области от 13.09.2018 г. по делу N 2а-340/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ярославского областного суда от 20.11.2018 г. установлено, что при рассмотрении административного дела N 2а-340/2018 расположение испрашиваемого истцом земельного участка установлено вне рекреационной зоны Р-2, в зоне Ж-3 (территории застройки индивидуальными жилыми домами).
Ссылка административного ответчика на то, что спорный участок находится в границах кадастрового квартала, судом обосновано была отклонена, поскольку основана на ошибочном толковании нормы права.
По смыслу положений статей 41, 42, 43 ГрК РФ элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах городских и сельских поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки и проектов межевания территории, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры.
При этом согласно п. 35 ст. 1 ГрК РФ под элементом планировочной структуры понимается часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
По смыслу п.п. 1, 4 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877, кадастровый квартал - это не элемент планировочной структуры, а является единицей деления территории кадастрового района и устанавливается в целях кадастрового деления территории Российской Федерации.
Следовательно, кадастровый квартал не является элементом планировочной структуры. При этом границы кадастровых кварталов не всегда соответствуют границам элементов планировочной структуры.
Аналогичные разъяснения даны и в письме Росреестра от 11.04.2018 N 14-03826-ГЕ/18 "О возможности образования земельного участка" (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 06.03.2018 N Д23и-1133 "О рассмотрении обращения") в соответствии с п. 35 ст. 1 ГрК РФ кадастровый квартал не является элементом планировочной структуры. При этом границы кадастровых кварталов не всегда соответствуют границам элементов планировочной структуры.
Доказательств того, что границы кадастрового квартала совпадают с границами квартала, расположенного в населенном пункте р.п. Некрасовское и в границах которого находятся многоквартирные дома со спорным земельным участком, ответчиками не представлено, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что спорный земельный участок отделен от многоквартирных домов дорогой.
Данное обстоятельство подтверждено также пояснениями кадастрового инженера Ч.В.А, данными в суде первой инстанции о том, что в р.п. Некрасовское нет ни одного квартала, как элемента планировочной структуры, имеются только отдельно стоящие многоквартирные дома. Спорный земельный участок отделен дорогой от единственного многоквартирного дома, находится с другой стороны дороги, и они разделены официальной асфальтированной проезжей частью.
Таким образом, с учетом совокупности представленных в дело доказательств вывод суда о несоответствии отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка требованиям закона является правильным, поскольку применительно к территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, образование земельного участка возможно и в отсутствие утвержденного проекта планировки территории.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность принять решение по заявлению административного истца о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, являются несостоятельными, повторяют ранее изложенную позицию в суде первой инстанции, не подтверждены надлежащими доказательствами и, соответственно, не могут повлечь отмену решения.
Доводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд опровергаются материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы, денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Самим апеллянтом указано, что оспариваемое уведомление было подготовлено, зарегистрировано и направлено Звереву И.В. по состоянию на 17 декабря 2018 г, т.е. в суд Зверев И.В. должен был обратиться до 17 марта 2019.
Административный иск поступил в суд 20 марта 2019 года, однако, он был направлен посредством Почты России согласно отметки почтового отделения 11 марта 2019 года, т.е. в пределах установленного срока.
Таким образом, обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.