Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО14,
судей ФИО14 и ФИО14,
при секретаре ФИО14
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по делу по административному исковому заявлению ФИО14, ФИО14, ФИО14, ФИО14 и ФИО14 на неправомерные действия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес"
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО14, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО14 Р.Я. и другие перечисленные выше административные истцы обратились в Магасский районный суд с административным иском, указывая, что вынужденно покинули место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосновались в "адрес". Территориальным органом миграционной службы по месту пребывания им предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого своевременно продлевался.
Обратившись в Управление по вопросам миграции МВД по "адрес" с заявлением об очередном продлении указанного срока, административные истцы получили отказ в связи с тем, что в орган миграционной службы с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца с 2103 г. они не обращались. Отказывая в продлении спорного статуса, ответная сторона также ссылалась на выдачу им долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение жилья) в размере 35 769 руб.
Инициаторы иска утверждали, что причиной пропуска срока обращения в миграционный орган с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца послужило нахождение главы семьи ФИО14 Р.Я. на стационарном лечении.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы просили суд признать неправомерными действия МВД по "адрес", обязать административного ответчика продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и включить в базу данных с предоставлением статуса вынужденного переселенца ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Участвовавший в судебном заседании административный истец ФИО14 Р.Я. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО14 требования истца не признала.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель МВД по "адрес" ФИО14 ставит вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая, что судом неверно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права.
Административные истцы ФИО14 М.Р, ФИО14 Х.Р, ФИО14 П.Р. и ФИО14 А.Р, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика ФИО14, поддержавшего апелляционную жалобу, административного истца ФИО14 Р.Я, полагавшего решение суда законным и обоснованным, коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО14 Р.Я, ФИО14 М.Р, ФИО14 Х.Р, ФИО14 П.Р. и ФИО14 А.Р. являлись вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца административным истцам продлевался до ДД.ММ.ГГГГ
Письмом начальника УВМ МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административным истцам отказано в связи с тем, что в 2001 году им выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья в размере 35 769 руб, а также со ссылкой на то, что срок действия статуса вынужденного переселенца истек 2013 году.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО14 Р.Я. и члены его семьи не обустроены на новом месте жительства, жилого помещения на каком - либо праве административные истцы не имеют, в связи с чем полагал незаконным отказ МВД по "адрес" в продлении административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N - I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
Пунктом 5 названной статьи, в редакции, действовавшей на момент обращения истцов в миграционный орган, предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до ДД.ММ.ГГГГ;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья" ФИО14 Р.Я. и членам его семьи предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение жилья) в размере 35 769 руб.
Таким образом, действующее законодательство, с учетом изменений, вступивших в законную силу, в настоящее время исключает возможность продления срока действия статуса вынужденного переселенца, в случае получения вынужденным переселенцем и (или) членами его семьи, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье.
Вместе с тем, при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не принято во внимание следующее.
В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Принимая во внимание, что ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", не содержит прямого указания на его применение в части изменившихся норм к ранее возникшим правоотношениям, то положения п. 5 ст. 5 Закона "О вынужденных переселенцах", ухудшающие положение участников гражданского оборота, не могут являться основанием для отказа в продлении статуса вынужденных переселенцев в отношении лиц, которыми получена денежная компенсация до вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 467-ФЗ.
Иная позиция будет означать придание обратной силы закону, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений такая норма в Законе отсутствовала.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. Срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно медицинским справкам, имеющимся в материалах дела, глава семьи ФИО14 Р.Я. длительное время находился на стационарном лечении, в связи с чем не мог обратиться в миграционный орган для продления статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, указанные обстоятельства судом первой инстанции обоснованно признаны уважительными причинами пропуска спорного срока.
В 2018 г. ФИО14 Р.Я. обратился с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца его и членов его семьи и включении в базу данных вынужденных переселенцев с предоставлением статуса вынужденного переселенца несовершеннолетней ФИО14 М.Р.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в 2001 г. им выдана беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья, в размере 35769 рублей. А также в связи с тем, что срок действия статуса вынужденного переселенца у них истек в 2013 г.
Вопрос жилищного обустройства вынужденных переселенцев является одним из главных гарантий Закона РФ "О вынужденных переселенцах".
Согласно справке начальника Управления по делам миграции МВД по "адрес" ФИО14 N от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы компенсацию за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике не получали. Долговременная возвратная ссуда выплачена в размере 35 769 руб.
Как следует из заявления, административные истцы в настоящее время не обустроены, собственного жилья не имеют.
Иные доказательства, подтверждающие обустройство административных истцов на новом месте жительства, а также подтверждающих получение ими компенсации, административным ответчиком не представлено и в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО14, ФИО14, ФИО14, ФИО14 и ФИО14 на неправомерные действия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
верно:
Судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.