Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при секретаре Тхагужоковой М.М,
с участием гражданина Республики Узбекистан Аллаберганова "данные изъяты", его защитника Эргашевой М.Я, действующей по доверенности от 15 марта 2019 года,
переводчика ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданина Республики Узбекистан Аллаберганова Н.К.У, ДД.ММ.ГГГГ г.р, на постановление судьи Эльбрусского районного суда КБР от 07 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Аллаберганова Н.К.У, ДД.ММ.ГГГГ г.р,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 05 марта 2019 года в 11 часов 40 минут в поселке Эльбрус Эльбрусского района КБР УУП ОП N 1 ОМВД России по Эльбрусскому району КБР ФИО12 в отношении гражданина Республики Узбекистан Аллаберганова Н.К.У, ДД.ММ.ГГГГ г.р, был составлен протокол ФЛ КБР N 009565 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу, 05 марта 2019 года в 11 час. 00 мин. на поляне "Чегет" п. Терскол Эльбрусского района КБР при проверке документов у гражданина Узбекистан Аллаберганова Н.К.У. выявлено нарушение режима пребывания на территории Эльбрусского района, выразившееся в том, что Аллаберганов Н.К.У, будучи зарегистрированным по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. "адрес" фактически более 4 дней проживает по адресу: КБР, Эльбрусский район, с.п. Эльбрус, "адрес". Тем самым, Аллаберганов Н.К.У, по мнению должностного лица, нарушил требования пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
Постановлением судьи Эльбрусского районного суда КБР от 07 марта 2019 года гражданин Республики Узбекистан Аллаберганов Н.К.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, Аллаберганов Н.К.У. просит отменить постановление судьи Эльбрусского районного суда КБР от 07 марта 2019 года и прекратить производство по делу за отсутствием состава в его действиях административного правонарушения, считая, что он пребывал на территории Российской Федерации законно и нарушений миграционного учета не допустил.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав Аллаберганова Н.К.У, его защитника Эргашеву М.Я, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Таким образом, объективную сторону состава указанного административного правонарушения в виде нарушения иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации образуют их действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении установленных правил миграционного учета, правил передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, а также неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм, иностранный гражданин, имеющий действующий оплаченный патент на осуществление трудовой деятельности, считается законно пребывающим на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что гражданин Узбекистана Аллаберганов Н.К.У. пребывал на территории Российской Федерации в момент составления протокола об административном правонарушении на законных основаниях, поскольку имел оплаченный патент на занятие трудовой деятельностью, выданный 17 августа 2018 года (л.д. 7) со сроком действия до 16 августа 2019 года, что подтверждается квитанцией об оплате НДФЛ, также отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д. 8).
Согласно протоколу об административном правонарушении, Аллаберганову Н.К.У. вменяется пребывания на территории Эльбрусского района в течении 4-х дней при наличии регистрации в г.Нальчике, что, по мнению должностного лица, является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
Привлекая Аллаберганова Н.К.У. к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в несоблюдении им правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства.
Между тем, с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Узбекистан Аллаберганов Н.К.У. в июле 2018 г. въехал в Российскую Федерации в порядке, не требующем получения визы, поставлен на миграционный учет по адресу: КБР, г.Нальчик ул. Карданова, д.50, сроком до 16 августа 2019 г, имеет действующий патент на занятие трудовой деятельностью от 17 августа 2018 года, позволяющий временно пребывать на территории Российской Федерации. Разрешения на временное проживание в Российской Федерации не имеет.
Учитывая изложенное, указанный иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в Российской Федерации, а не временно проживающего, в связи с чем, положения части 2 статьи 11 Федерального закона N 115-ФЗ на него не распространяются и правоотношения с его участием не регулируют, поэтому вывод о нарушении им указанной нормы закона является несостоятельным.
Отсутствовали у судьи основания и для вывода о несоблюдении данным иностранным гражданином правил миграционного учета.
Указанные правила определены Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 7 Федерального закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - учету по месту пребывания.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В частности, пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ установлена обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением установленных законом случаев.
Таким образом, в действиях иностранного гражданина, ранее зарегистрированного по месту пребывания в городе Нальчике и находившегося в течении 4-х суток с 01 марта по 05 марта 2019 года на территории Эльбрусского района КБР, как об этом указано в протоколе об административном правонарушении, отсутствует какое-либо нарушение правил миграционного учета, поскольку срок постановки на миграционный учет по новому месту пребывания составлял 7 рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.
С учетом изложенного, вмененные иностранному гражданину действия, а именно, нахождение на территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики с период с 01 марта по 05 марта 2019 года, не влекут нарушение правил пребывания и миграционного учета иностранного гражданина в Российской Федерации и не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Эльбрусского районного суда КБР от 07 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Алаберганова Н.К.У, отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.