Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при секретаре Тхагужоковой М.М,
с участием гражданина Сирийской Арабской Республики Тиит ФИО11, его представителя Кужевой ФИО9, действующей по доверенности от 08 апреля 2019 года,
переводчика Тамух ФИО10,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ст.инспектора ОАП ОИК УВМ МВД по КБР Гетиева И.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданина Сирийской Арабской Республики Тиит ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р, на постановление судьи Нальчикского городского суда КБР от 03 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тиит ФИО13,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 апреля 2019 года гражданин Сирийской Арабской Республики Тиит "данные изъяты" N г.р, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Данной нормой установлена административная ответственность за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом по части 1 статьи 18.8 указанного Кодекса административную ответственность влечет нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, Тиит ФИО14 просит отменить постановление судьи Нальчикского городского суда КБР от 03 апреля 2019 года и прекратить производство по делу. Указывается, что приглашенный при составлении протокола об административном правонарушении и дальнейшем рассмотрении дела в суде переводчик осуществлял ненадлежащий перевод, ему не разъяснялись права, а также, последствия вменяемого правонарушения в виде выдворения. Ранее при составлении первого протокола от 04 марта 2019 года N083216 переводчик не участвовал, хотя Тиит А. также не владел русским языком. Тиит А. был предоставлен срок для направления в Управление по вопросам миграции МВД по КБР (далее по тексту УВМ МВД по КБР) уведомления о подтверждении проживания, в связи с чем, им были подготовлены соответствующие документы. С 06.03.2019г. в течении 10 дней Тиит А. проходил курс лечения и не имел возможности обратиться в органы с уведомлением. Также указывает, что состоит в мусульманском браке с 08.09.2018г. с гражданкой Российской Федерации Кармоковой Т.Х, ДД.ММ.ГГГГ, которая ожидает от него ребенка, в связи с чем, его выдворение повлечет разлучение с семьей и нарушит право на уважение семейной жизни.
Тиит А. и его защитник Кужева М.А. в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Дополнительно просили учесть, что Тиит А. после составления в его отношении первого материала по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неподачу уведомления, с 06 марта по 16 марта 2019 года болел, а за тем, после выходных дней подготовил необходимые документы, в частности, взял справку банка о наличии денежных средств на счете, заполнил форму уведомления и с 19 марта 2019 года дважды пытался исполнить эту обязанность и сдать уведомление в УВМ МВД по КБР, однако, у него отказывались принимать уведомление, ссылаясь на то, что срок его подачи уже истек. Также Тиит А. дополнительно пояснил, что предпринял меры по подаче уведомления и в день судебного заседания, то есть, 18 апреля 2019 года, однако, уведомление у него снова не приняли.
В судебном заседании ст. инспектор ОАП ОИК Управление по вопросам миграции МВД по КБР Гетиев И.Х. просил в удовлетворении жалобы отказать, считая вынесенное постановление законным и обоснованным, полагая, что у Тиит А. имелось достаточно времени для подачи уведомления после первого привлечения к административной ответственности. Относительно доводов Тиит А. о неприеме в УВМ МВД по КБР уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации после составления первичного административного материала, пояснил, что по истечении 10 дней с момента вынесения первого постановления о привлечении к административной ответственности за совершение данного правонарушения, соответствующее подразделение УВМ МВД по КБР действительно не принимает уведомления, полагая срок его подачи истекшим.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов.
При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом данного пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.
Согласно абз. 3 пункта 4 Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 N 21, временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином уведомление подается лично при предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также разрешения на временное проживание.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в ответе на 21 вопрос "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007), а также в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.
Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
С учетом приведенных разъяснений, неисполнение иностранным гражданином обязанности по подаче в миграционный орган уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации является длящимся правонарушением.
Повторное привлечение лица к административной ответственности за неисполнение обязанности по подаче соответствующего уведомления, допустимо случае, когда иностранный гражданин, ранее привлеченный к административной ответственности за данное правонарушение, после вступления в законную силу соответствующего постановления, продолжает не выполнять обязанность по подаче уведомления, при отсутствии каких-либо уважительных причин и объективных препятствий.
Как следует из материалов дела, 03 апреля 2019 года старшим инспектором ОАП ОИК УВМ МВД по КБР Гетиевым И.Х. в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики Тиит Ахмад, 01.01.1993 г.р, был составлен протокол ФЛ N083096 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, 03 апреля 2019 года в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Нальчик, ул. Ленина, 67 "А", в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации установлено, что Тиит Ахмад в установленный законом срок до 02 апреля 2019 года не уведомил о подтверждении своего проживания на территории России, после привлечения за аналогичное правонарушение 04 марта 2019 года.
Тиит Ахмад с 20 мая 2016 года разрешено временное проживание в Российской Федерации сроком до 20 мая 2019 года (л.д.4).
При этом, Тиит Ахмад зарегистрирован по адресу: "адрес", сроком до 20 мая 2019 года (л.д.4).
Сведений о сдаче Тиит А. в УВМ МВД по КБР уведомления о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации, предусмотренного пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, материалы дела не содержат.
Ранее Тиит А. за неподачу уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением начальника ОИК УВМ МВД по КБР А.Х. Бугова от 04 марта 2019 года N208, которое вступило в законную силу 14 марта 2019 года.
В настоящем деле, Тиит А. привлекается к административной ответственности за то, что в последующем не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, по подаче названного уведомления в миграционный орган, за что предусмотрена ответственность по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как за повторно совершенное нарушение миграционного законодательства.
Возражая против повторного привлечения, Тиит А. и его защитник Кужева М.А. утверждали, что в период с 06.03.2019г. до 16.09.2019г. Тиит А. проходил курс лечения и по состоянию здоровья не имел возможности исполнить данную обязанность. В последующем Тиит А. подготовил необходимую справку из Сбербанка России от 19.03.2019г. с остатком денежных средств, заполнил бланк уведомления и предпринял попытку 19 марта 2019 года подать соответствующее уведомление, однако, в УВМ МВД по КБР отказались его принимать, ссылаясь на истечение установленного законом срока. В последующем он снова предпринимал такие же безуспешные попытки дважды, в том числе в день судебного рассмотрения жалобы 18 апреля 2019 года в Верховном Суде КБР.
Обстоятельства, излагаемые Тиит А, подтверждены приложенными к делу материалами, а именно:
- справкой ГБУЗ Городская поликлиника N3, из которой следует, что гр.Тиит А. 06 марта 2019 года была оказана неотложная медицинская помощь и поставлен диагноз ОРВИ, осложненный остры трахеобронхит, прописан курс лечения с постельным режимом 7-10 дней;
- справкой КБ отделения N8631 ПАО "Сбербанк России" от 19 марта 2019 года, из которой следует, что на сберегательном счете Тиит Ахмада имеется 150000 руб. 04 коп,
- уведомлением о подтверждении проживания в Российской Федерации, заполненным на имя Тиит А, с указанием его анкетных и паспортных данных, реквизитов разрешения на временное проживание, подтверждаемого источника дохода в виде счета в банке на сумму 150000 руб. 04 коп.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Сундуков Р.Д, Ахмад Ясер пояснили, что во второй половине марта 2019 года они ездили вместе с Тиит А. в УВМ МВД по КБР, когда последний предпринимал попытки подачи каких-то документов в УВМ МВД по КБР, однако, с его слов, документы у него принимать отказывались.
Старший инспектор ОАП ОИК УВМ МВД по КБР Гетиев И.Х. в судебном заседании подтвердил, что в практике работы УВМ МВД по КБР действительно применяется десятидневный срок для подачи иностранным гражданином уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации, который исчисляется с момента вынесения постановления о привлечении данного иностранного гражданина к административной ответственности за подобное нарушение, после чего, уведомление уже не принимается.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, принимая во внимание, что согласно абз. 3 пункта 4 Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, уведомление подлежало передаче в миграционный орган иностранным гражданином лично, а согласно представленных медицинских документов Тиит А. с 06 марта 2019 года в течении 10 дней проходил курс лечения, в связи с ОРВИ и осложненным острым трахеобронхитом, причины неподачи уведомления в данный период являются уважительными.
Кроме того, следует учитывать, что постановление о привлечении Тиит А. за аналогичное нарушение миграционного законодательства вступило в законную силу только 14 марта 2019 года, в связи с чем, до указанной даты бездействие в виде неподачи уведомления в любом случае не образовывало состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В последующем, с учетом пояснений свидетелей, наличия банковской справки, полученной 19 марта 2019 года, а также пояснений представителя УВМ МВД по КБР о существовании практики применения десятидневного срока с момента вынесения первого постановления о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности, после истечения которого соответствующее подразделение УВМ МВД по КБР не принимает в дальнейшем уведомления от иностранных граждан, следует признать обоснованными доводы Тиит А. о том, что им с 19 марта 2019 года предпринимались попытки подачи такого уведомления, однако, миграционный орган отказывал в его приеме, ссылаясь на истечение срока подачи.
Вместе с тем, как указывалось выше, в ситуации привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за неподачу уведомления о проживании в Российской Федерации, законом не установлены конкретные сроки исполнения им такой обязанности, она должна быть исполнена им в разумный срок, объективно необходимый для ее исполнения, с учетом характера обязанности, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Повторное привлечение лица к административной ответственности за неисполнение обязанности, допустимо в случае, когда иностранный гражданин, ранее привлеченный к административной ответственности за данное правонарушение, после вступления в законную силу соответствующего постановления, продолжает не выполнять обязанность по подаче уведомления, очевидно пренебрегая требованиями закона, не предпринимая никаких реальных действий, направленных на исполнение обязанности и не имея каких-либо уважительных причин, оправдывающих такое бездействие.
В данном случае, по делу установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что иностранный гражданин Тиит А. после вынесения 04 марта 2019 года в его отношении постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по подаче уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации, в дальнейшем не выполнил эту обязанность при наличии уважительных причин и объективных препятствий, связанных с болезнью лица и последующим отказом миграционного органа в приеме документов, которые данное лицо пыталось подать во исполнение своей обязанности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных требований закона и установленных по делу обстоятельств, неподача Тиит А. в миграционный орган предусмотренного пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ уведомления в указанный в период до 02 апреля 2019 года, как об этом указано в протоколе об административном правонарушении от 04 апреля 2019 года, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду отсутствия субъективной стороны правонарушения - вины правонарушителя в продолжающемся неисполнении установленной законом обязанности.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление судьи Нальчикского городского суда КБР от 03 апреля 2019 года, вынесенное в отношении Тиит ФИО16 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении названного лица подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики Тиит ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.