Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,
при секретаре Дауровой А.Х.
с участием представителя административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Дышековой Б.М, по доверенности от 15.01.2019года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Паштова А. на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эконова",
УСТАНОВИЛ:
постановлением председателя административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Паштова А. N 1 от 16 января 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Эконова" (далее по тексту - ООО "Эконова") в лице его генерального директора Ханиева А.А. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП КБР). ООО "Эконова" назначен административный штраф в размере 5000 руб. за нарушение пункта 3.4.9.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа Нальчик, выразившееся в том, что оно допустило переполнение контейнеров для сбора бытовых отходов.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 февраля 2019 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд КБР, председатель административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Паштов А. просит отменить названное судебное постановление и оставить жалобу ООО "Эконова" без удовлетворения.
В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель указал, что вопреки выводам суда, имеющаяся совокупность доказательств подтверждает наличие в действиях Общества административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 7.20 КоАП КБР. Заявитель полагает, что суд не дал надлежащей правовой оценки тому обстоятельству, что согласно графику вывоза твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) ООО "Эконова" обязано ежедневно вывозить ТБО с ул. Толстого, 163, в г. Нальчике, однако эту обязанность не выполнило.
Изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Дышекову Б.М, поддержавшую доводы жалобы, в отсутствие надлежаще извещенных представителей ООО "Эконова", суд приходит к следующему.
Административная ответственность по части 14 статьи 7.20 КоАП КБР наступает в случае иного, не предусмотренного другими частями этой статьи, нарушения правил благоустройства (содержания) территорий муниципальных образований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 29 августа 2017 года N 91 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа Нальчик. В соответствии с пунктом 3.4.9.4 Правил не допускается переполнение контейнеров и бункеров-накопителей отходами.
Из акта осмотра от 7 декабря 2018 года, составленного главным инспектором административно-технической инспекции Управления муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик Тахушевым М.Х, усматривается, что 7 декабря 2018 года в 09 час. 00 мин. на углу ул. Толстого, д. 163/ул. Чернышевского выходом на место установлено, что контейнеры для мусора, расположенные на специальной площадке, обслуживаемой ООО "Эконова", переполнены.
К этому акту приложены две фотографии, датированные 6 декабря 2018 года "09 час. 36 мин." и 7 декабря 2018 года "09 час. 00мин.", с изображенными на них мусорными контейнерами, которые переполнены бытовыми отходами.
Согласно Графику вывоза площадок, обслуживаемых ООО "Эконова", который был направлен сопроводительным письмом Общества 3 декабря 2018 года по запросу административного органа, вывоз отходов по ул. Толстого/Чернышевского осуществляется ежедневно (л.д. N).
11 декабря 2018 года указанным должностным лицом в отношении ООО "Эконова" составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Общество, ненадлежащим образом исполняя возложенные на него обязанности, допустило 7 декабря 2018 года переполнение мусорных контейнеров отходами по ул. Толстого, д. 163/Чернышевского в г. Нальчике.
Приняв во внимание вышеназванные документы, председатель административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Паштов А. пришел к выводу о том, что ООО "Эконова" нарушило пункт 3.4.9.4 вышеназванных Правил. В связи с этим постановлением N 1 от 16 января 2019 года ООО "Эконова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 7.20 КоАП КБР.
Разрешая жалобу ООО "Эконова" на это постановление, судья Нальчикского городского суда КБР пришел к выводу, что действительно по указанному адресу установлено накопление мусора сверх нормы, мусорные контейнеры переполнены. Вместе с тем суд посчитал, что данное обстоятельство, имевшее место на момент проверки, 9 часов утра, недостаточны для вывода о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
С данным выводом суда следует согласиться ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях суд должен исходить из такого принципа административной ответственности, как презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 3.4.10.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа Нальчик вывоз ТБО и КГО осуществляется специализированными организациями, осуществляющими услуги (работы) в соответствии с законодательством РФ. Периодичность удаления ТБО должна устанавливаться с учетом сроков допустимого временного хранения отходов в контейнерах/сборниках в соответствии с требованиями санитарных норм.
В соответствии с пунктом 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. N 4690-88, установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Вышеприведенная правовая норма соответствует положениям пункта 8.2.4 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, согласно которому контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Из Графика вывоза площадок, обслуживаемых ООО "Эконова" усматривается, вывоз отходов по ул. Толстого/Чернышевского осуществляется ежедневно, что отвечает приведенным санитарным требованиям (л.д. 36-39).
При этом ни в вышеназванных нормативно-правовых актах, ни в договоре, ни в приложениях к нему более конкретные сроки вывоза мусора в течение дня не определены. Сведений о том, что сторонами договора подряда на вывоз отходов в последующем были оговорены какие-либо сроки вывоза мусора, не представлено.
Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В нем формулируется вменяемое данному лицу административное обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
С учетом приведенного процессуального требования суд правомерно отверг фотографию, датированную 6 декабря 2018 года, поскольку она была сделана за пределами периода времени совершения административного правонарушения, определенного в протоколе об административном правонарушении: "09 час. 00 мин. 7 декабря 2018 года".
Кроме того, ни эта, ни фотография от 7 декабря 2018 года, не содержат, и не могут содержать сведений о том, в течение какого периода мусорные контейнеры не опорожнялись, а потому сами по себе объективно не подтверждают неисполнение ООО "Эконова" своих обязанностей по сбору и вывозу мусора в течение дня 7 декабря 2018года. Иных доказательств, подтверждающих факт нарушения ООО "Эконова" срока вывоза отходов, установленного приведенными материальными нормами, в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку имеющиеся в деле доказательств не позволяют сделать однозначный вывод о виновности ООО "Эконова" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 7.20 КоАП КБР, судья Нальчикского городского суда КБР, отменив постановление должностного лица, правомерно прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Выводы суда о том, что на момент рассмотрения дела в суде истек предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок являются также обоснованными. Как следует из содержания и смысла ч.14 ст.7.20 КоАП КБР, названная норма закона предусматривает ответственность за нарушение правил благоустройства (содержания) территорий муниципальных образований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, а не за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Срок привлечения к административной ответственности по ч.14 ст.7.20 КоАП КБР составляет 2 месяца со дня выявления.
Приведенные в жалобе доводы, направленные на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и исследованных доказательств, не свидетельствуют о наличии существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 7.20 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эконова", оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик Паштова А. - без удовлетворения.
Судья С.А. Созаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.