Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при ведении протокола судебного заседания Тхагужоковой М.М,
с участием представителей МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик" Ахаминова Р.А, действующего на основании доверенности N4 от 14.02.2019 г, и Кашежева М.Х, действующего на основании доверенности N3 от 08.02.2019 г,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик" на постановление заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года N17 и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик",
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года N17 МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" (далее по тексту МКУ "ДАиГ" г.Нальчика) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, руководитель МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик" Бербеков А.Х. просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года и постановление заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года N17и производство по делу прекратить.
В жалобе заявитель, ссылаясь на положения статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", полагает, что МКУ "ДАиГ" не несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на объектах недвижимости, указанных в оспариваемом постановлении, поскольку не является их владельцем. По мнению автора жалобы, административным органом в оспариваемом постановлении не доказано наличие вины МКУ "ДАиГ" г.Нальчика в совершении вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представители МКУ "ДАиГ" г.Нальчика Ахаминов Р.А. и Кашежев М.Х. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Государственный инспектор КБР по пожарному надзору Карданов М.Ю, ранее принимавший участие в судебном заседании от 23 апреля 2019 года, просил жалобу отклонить.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ
первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории,
обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 10 Устава городского округа Нальчик к вопросам местного значения городского округа Нальчик отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно подпункту 29 пункта 3 Устава городского округа Нальчик к вопросам местного значения городского округа Нальчик отнесено также утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или
садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
В силу пункта 1 статьи 35 Устава городского округа Нальчик, Местная администрация городского округа Нальчик является исполнительно-распорядительным органом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 36 Устава городского округа Нальчик
в структуру
М
естной администрации городского округа Нальчик входят структурные подразделения (департаменты, управления, комитеты, отделы).
Исходя из приведенных выше правовых норм, местная администрация городского округа Нальчик, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа Нальчик, с учетом имеющихся полномочий, обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа, к которым относится:
- реализация полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
- обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Таким образом, органом местного самоуправления городского округа Нальчик, на который возложена обязанность по обеспечению в пределах своих полномочий первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, является местная администрация городского округа Нальчик.
МКУ "ДАиГ" Местной администрации г.о. Нальчик, является в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 36 Устава городского округа Нальчик, решения Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 04 сентября 2015 года N331 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета местного самоуправления г.о. Нальчик от 12 февраля 2014 года N182 "Об утверждении структуры Местной администрации г.о. Нальчик", структурным подразделением Местной администрации городского округа Нальчик.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, постановлением заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года N17, оставленным без изменения решением Нальчикского городского суда КБР от 12 февраля 2019 года, МКУ "ДаИГ" г.Нальчика признано виновным по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что допустило следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение требований пожарной безопасности, установленных статьей 63 и 65 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и раздела 8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочными конструктивным решениям", при разработке проекта организации территории завода СКЭП и дальнейшей подготовке градостроительной документации по планировке и застройке указанной территории, не приняло меры по обеспечению подъездов и проездов пожарных автомобилей со всех сторон к зданию, расположенному по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кирова, 316, 318 и ул. Циолковского, 7, общей площадью более 10000 кв. м. и шириной более 100 метров;
- в нарушение требований пожарной безопасности, установленных статьей 63 и 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при организации подготовки территориального планирования и проверке на соответствие проектов документов территориального планирования техническим регламентам, не предусмотрело устройство источников наружного противопожарного водоснабжения здания (наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами) согласно установленным нормам в квартале г. Нальчика под кадастровым номером 07:09:0102023 (территория бывшего завода СКЭП).
Вместе с тем, из материалов другого дела об административном правонарушении N12-47/19 следует, что постановлением заместителя Главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года N18
Местная администрация городского округа Нальчик признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
за те же самые нарушения пожарных требований, что вменяются в настоящем деле
МКУ "ДАиГ"
г.Нальчика, а именно:
- в нарушение требований пожарной безопасности, установленных статьей 63 и 65 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и раздела 8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочными конструктивным решениям", при разработке проекта организации территории завода СКЭП и дальнейшей подготовке градостроительной документации по планировке и застройке указанной территории, не приняло меры по обеспечению подъездов и проездов пожарных автомобилей со всех сторон к зданию, расположенному по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кирова, 316, 318 и ул. Циолковского, 7, общей площадью более 10000 кв. м. и шириной более 100 метров;
- в нарушение требований пожарной безопасности, установленных статьей 63 и 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при организации подготовки территориального планирования и проверке на соответствие проектов документов территориального планирования техническим регламентам, не предусмотрело устройство источников наружного противопожарного водоснабжения здания (наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами) согласно установленным нормам в квартале г. Нальчика под кадастровым номером 07:09:0102023 (территория бывшего завода СКЭП).
Между тем, как указано выше, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Нальчик, ответственным за решение вопросов местного значения, в частности, за обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа Нальчик является именно Местная администрация городского округа Нальчик.
МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик"
является структурным подразделением Местной администрации г.о. Нальчик", созданным
самой же Местной администрацией г.о. Нальчик, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 36 Устава городского округа Нальчик во исполнение решения Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 04 сентября 2015 года N331 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета местного самоуправления г.о. Нальчик от 12 февраля 2014 года N182 "Об утверждении структуры Местной администрации г.о. Нальчик".
В связи с изложенным,
полномочия МКУ "ДАиГ"
Местной администрации г.Нальчика
полностью производны от полномочий Местной администрации г.о. Нальчик.
При таких обстоятельствах, привлечение к административной ответственности структурного подразделения Местной администрации городского округа Нальчик - МКУ "ДАиГ" г.Нальчика за нарушения, за которые уже привлечена к административной ответственности сама Местная администрация городского округа Нальчик, недопустимо, поскольку
влечет двойную ответственность по сути одного исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа Нальчик за одни и те же нарушения.
Из содержания части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношения которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, в действиях (бездействии) МКУ "ДАиГ" г.Нальчика отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении МКУ "ДАиГ" г.Нальчика постановление заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 28 ноября 2018 года N17 и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.