Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при ведении протокола судебного заседания Тхагужоковой М.М,
с участием:
представителя Местной администрации городского округа Нальчик Мальбаховой Б.К, действующей на основании доверенности N45-1-23/3216 от 24.04.2019 г,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Местной администрации г.о. Нальчик на постановление заместителя Главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 29 ноября 2018 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной администрации городского округа Нальчик,
установил:
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 29 ноября 2018 года N18 Местная администрация городского округа Нальчик признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, местная администрация г.о. Нальчик просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года и постановление заместителя Главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 29 ноября 2018 года и производство по делу прекратить.
В жалобе заявитель, ссылаясь на статью 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", полагает, что Местная администрация г.о. Нальчик не несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на объектах недвижимости, указанных в оспариваемом постановлении, поскольку не является их владельцем. По мнению автора жалобы, административным органом в оспариваемом постановлении не доказано наличие вины привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Местной администрации г.о. Нальчик Мальбахова Б.К. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ,
первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории,
обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 10 Устава городского округа Нальчик к вопросам местного значения городского округа Нальчик отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно подпункту 29 пункта 3 Устава городского округа Нальчик к вопросам местного значения городского округа Нальчик отнесено также утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или
садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
В силу пункта 1 статьи 35 Устава городского округа Нальчик, местная администрация городского округа Нальчик (далее - Местная администрация) является исполнительно-распорядительным органом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.
Исходя из приведенных выше правовых норм, местная администрация городского круга Нальчик, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа Нальчик, с учетом имеющихся полномочий, обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа, к которым относится:
- реализация полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
- обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, на основании протокола об административном правонарушении N12 от 14 ноября 2018 года, составленного государственным инспектором КБР по пожарному надзору Кардановым М.Ю, постановлением заместителя главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 29 ноября 2018 года N18, оставленным без изменения решением Нальчикского городского суда КБР от 12 февраля 2019 года, Местная администрация городского округа Нальчик, признана виновной по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что допустила следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение требований пожарной безопасности, установленных статьей 63 и 65 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и раздела 8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочными конструктивным решениям", при разработке проекта организации территории завода СКЭП и дальнейшей
подготовке
градостроительной документации по планировке
и застройке указанной территории, не приняло меры по обеспечению подъездов и проездов пожарных автомобилей со всех сторон к зданию, расположенному по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кирова, 316, 318 и ул. Циолковского, 7, общей площадью более 10 000 кв. м. и шириной более 100 метров;
- в нарушение требований пожарной безопасности, установленных статьей 63 и 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при организации подготовки территориального планирования и проверке на соответствие проектов документов территориального планирования техническим регламентам, не предусмотрело устройство источников наружного противопожарного водоснабжения здания (наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами) согласно установленным нормам в квартале г. Нальчика под кадастровым номером 07:09:0102023 (территория бывшего завода СКЭП).
Оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представленные в дело доказательства встесторонне, полно и объективно, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, должностное лицо административного органа, а также Нальчикский городской суд КБР, пришли к обоснованным и правомерным выводам о том, что имеющимися доказательствами подтвержден факт застройки городского квартала под кадастровым номером 07:09:0102023 (территория бывшего завода СКЭП) с нарушением требований пожарной безопасности, в частности: без принятия мер по обеспечению подъездов и проездов пожарных автомобилей со всех сторон к зданию, расположенному по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кирова, 316, 318 и ул. Циолковского, 7, общей площадью более 10000 кв. м. и шириной более 100 метров, а также, без предусмотренного противопожарными требованиями устройства источников наружного противопожарного водоснабжения здания (наружной водопроводной сети с пожарными гидрантами).
Данный факт подтвержден, в частности, заключением эксперта ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная лаборатория" по Кабардино-Балкарской Республике N244-18-А от 29 октября 2018 года, согласно выводам которого в нарушение статей 63, 65, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 гола N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и раздела 8 СП 413130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", к зданию, расположенному по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кирова, 316, 318 и ул. Циолковского, 7, общей площадью более 10000 кв. м. и шириной более 100 метров, не обеспечен подъезд пожарных автомобилей со всех сторон, а также, оно не обеспечено в полном объеме источниками наружного противопожарного водоснабжения, согласно установленным нормам. Выявленные нарушения снижают защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, то есть, указанные нарушения, в случае пожара будут способствовать возникновению ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей.
Как указано выше, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, отнесено к вопросам местного значения органа местного самоуправления городского округа, который в пределах своих полномочий обязан обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа.
Вопреки доводам жалобы, в силу пункта 1 статьи 35 Устава городского округа Нальчик, местная администрация городского округа Нальчик является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в связи с чем, ответственность за ненадлежащее обеспечение мер первичной пожарной безопасности
при планировке
и застройке, организации подготовки территориального планирования и проверке на соответствие проектов документов территориального планирования техническим регламентам в пределах городского округа Нальчик лежит на данном лице.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Местная администрация городского округа Нальчик являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Нальчик и обладая соответствующими властными полномочиями, не предприняло необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности при осуществлении возложенных на нее законом полномочий, она была обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за вменяемые нарушение требований пожарной безопасности.
Иные доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования или опровергали выводы, изложенные в обжалуемых актах. Они направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене по существу законного постановления должностного лица и решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется. Новых доказательств по делу не представлено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления и решения не допущено.
Назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя Главного государственного инспектора КБР по пожарному надзору Шогенова А.Б. от 29 ноября 2018 года N18 и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной администрации городского округа Нальчик оставить без изменения, а жалобу Местной администрации городского округа Нальчик - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.