Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием представителя Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" Ворокова М.М., действующего по доверенности N, выданной 20 декабря 2018 года сроком на один год, представителя Местной администрации городского округа Нальчик Дышековой Б.М. действующей по доверенности N от 15 января 2019 года и главного специалиста Муниципального казённого учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - Службы заказчика" Местной администрации городского округа Нальчик Шоранова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" Ворокова М.М. на постановление Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик N от 19 сентября 2018 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
Ссылаясь на то, что в результате проведенного Муниципальным казённым учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - Службы заказчика" Местной администрации городского округа Нальчик (далее - МКУ "УЖКХ и Б - СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик) обследования состояния дороги на "адрес" в "адрес" было выявлено некачественное восстановление асфальтового покрытия, разрушенного в результате производства аварийных работ, главный специалист МКУ "УЖКХ и Б - СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ составил в отношении Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" (далее - МУП "данные изъяты" протокол об административном правонарушении N по части 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях по признакам - некачественное восстановление асфальтового покрытия (л.д.11).
На основании указанного протокола, постановлением Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик N 289 от 19 сентября 2018 года МУП "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.5).
МУП "данные изъяты" признано виновным в том, что в нарушение пункта 3.9.8 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа Нальчик, утвержденных Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 29.08.2017 N 91, не исполнило в срок до 03 сентября 2018 года предписание МКУ "УЖКХ и Б - СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик и не восстановило асфальтовое покрытие по "адрес" в "адрес".
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2018 года постановление Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик N 289 от 19 сентября 2018 года в отношении МУП "данные изъяты" оставлено без изменения, жалоба представителя МУП "данные изъяты" Шагербаева М.С. - без удовлетворения.
24 декабря 2018 года представитель Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" Вороков М.М. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик и решение судьи Нальчикского городского суда, мотивируя их незаконностью и необоснованностью, и прекратить производство по делу.
Как указывается в жалобе, по данному делу непонятно, кто является субъектом административного правонарушения и кто признан виновным, юридическое лицо или должностное лицо, поскольку в обжалуемом постановлении административным органом указывается, что привлекается МУП "данные изъяты" в лице директора Кярова В.А, и что указанное обстоятельство не было проверено судом и не получило его оценки.
Также заявитель ссылается на то, что МУП "данные изъяты" не было надлежащим образом извещено о рассмотрении в отношении него дела и вынесении протокола и постановления.
Кроме этого заявитель ссылается на то, что по данному делу невозможно установить время совершения или обнаружения вменяемого правонарушения, поскольку в двух протоколах об административных правонарушениях, составленных главным специалистом Шорановым З.С. в отношении МУП "данные изъяты" по разным административным правонарушениям, указано одно и то же время - 00 часов 00 минут 03 сентября 2018 года.
Также автор жалобы ссылается на то, что протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен спустя 14 дней после выявления административного правонарушения, что протокол не содержит сведения, каким образом зафиксировано и в чем состоит некачественное восстановление асфальтового покрытия дороги (составлен ли акт, либо произведена фото фиксация, какие-либо обследования дороги по выявлению качества покрытия).
В судебном заседании представитель МУП "данные изъяты" Вороков М.М. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и дополнил ее тем, что по протоколу об административном правонарушении МУП "данные изъяты" инкриминируется неисполнение в срок до 03 сентября 2018 года предписания МКУ "УЖКХ и Б - СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик о восстановлении асфальтового покрытия по "адрес" в "адрес", указанные действия административным органом, а затем и судом ошибочно квалифицированы по части 1 статьи 7.7 Кодекса об административных правонарушениях Кабардино-Балкарской Республики.
Представитель Местной администрации городского округа Нальчик Дышекова Б.М. просила жалобу отклонить за необоснованностью.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - главный специалист Муниципального казённого учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - Службы заказчика" Местной администрации городского округа Нальчик Шоранов З.С. также просил отклонить жалобу. Вместе с тем он признал, что акт обследования состояния "адрес" не составлялся, факт ненадлежащего восстановления МУП "данные изъяты" асфальтового покрытия в районе "адрес", в "адрес" им был установлен лично в результате визуального осмотра улицы и зафиксирован в виде фотографического снимка без составления какого-либо письменного документа и на основании указанного визуального осмотра улицы он составил протокол об административном правонарушении. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ он не извещал МУП "данные изъяты"
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, 17 сентября 2018 года главным специалистом МКУ "УЖКХ и Б-СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик Шорановым З.С. в отношении МУП "данные изъяты" был составлен протокол об административном правонарушении N 15 по части 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях.
В протоколе не указан повод, послуживший основанием для его составления (возбуждения дела об административном правонарушении).
Между тем, согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из пояснений Шоранова З.С.- должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении по делу, в настоящем судебном заседании следует, что протокол об административном правонарушении в отношении МУП "данные изъяты" им составлен в результате визуального наблюдения "адрес" в "адрес", однако по результатам наблюдения им не были составлены процессуальные документы (акт обследования, протокол осмотра и т.п.).
Несостоятельна и ссылка Шоранова З.С. на фотоснимок, сделанный им при визуальном наблюдении улицы, поскольку, согласно технической надписи на снимке, он сделан спустя два дня после составления протокола об административном правонарушении 19 сентября 2018 года (л.д.9).
Таким образом, материалами дела не подтверждается правомерность действий главного специалиста МКУ "УЖКХ и Б-СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик Шоранова З.С. 17 сентября 2018 года по составлению им протокола об административном правонарушении в отношении МУП "данные изъяты" поскольку указанные действия были совершены им с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без подтверждения наличия предусмотренных частями 1 и 1.1 названной статьи поводов для возбуждения дела об административном правонарушении.
Кроме того, в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Между тем, в материалах данного дела не содержится данных, свидетельствующих о том, что МУП "данные изъяты" было извещено о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 17 сентября 2018 года.
В материалах дела имеется копия адресованного директору МУП "данные изъяты" Кярову В.А. уведомления от 07 сентября 2018 года N 13, в котором ему предложено явиться в МКУ "УЖКХ и Б-СЗ" Местной администрации городского округа Нальчик для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, 11 сентября 2018 года в 09 часов 00 минут (л.д. 12).
Однако протокол об административном правонарушении был составлен уже 17 сентября 2018 года в отсутствие представителя МУП "данные изъяты" При этом в материалах дела не имеется каких-либо сведений о том, что юридическое лицо было надлежащем образом извещено о составлении протокола в указанную дату.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного юридического лица на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, однако административный орган и суд, разрешая дело по существу, оставили указные нарушения без внимания и оценки.
19 сентября 2018 года постановлением Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик N, оставленным без изменения решением судьи Нальчикского городского суда от 02 ноября 2018 года, МУП "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
При вышеизложенных обстоятельствах постановление Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик N от 19 сентября 2018 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" подлежат отмене.
В силу статьи 1.5 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Как следует из протокола об административном правонарушении, составленном по данному делу 17 сентября 2018 года, само правонарушение было выявлено 03 сентября 2018 года, в связи с чем срок давности привлечения юридического лица к ответственности за его совершение истёк 03 ноября 2018 года.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Кабардино-Балкарской Республики настоящей жалобы срок давности привлечения МУП "данные изъяты" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии Местной администрации городского округа Нальчик N 289 от 19 сентября 2018 года и решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.7 Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "данные изъяты" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.