Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Канунникова М.А.
Судей: Думаева А.Б, Мидова В.М.
при секретаре: Жантуеве К.Р.
с участием: представителя истца - Шокумовой Л.А, представителя ответчика - Озермегова В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Канунникова М.А. административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России N1 по г.Нальчику к Курашиновой Зое Исуфовне о взыскании задолженности по налогам,
по апелляционной жалобе Курашиновой Зои Исуфовны на решение Нальчикского городского суда КБР от 08 апреля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
09 января 2019 года Инспекция ФНС России N1 по г.Нальчику КБР обратилась в суд с административным иском к Курашиновой З.И, в котором просила взыскать задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 60 139 руб, за 2015 год в размере 60 139 руб, всего в размере 120278 руб.
В обоснование требования указано, что Курашинова З.И. является собственником земельных участков и соответственно плательщиком налога, имеет неисполненную обязанность по уплате налогов в сумме 120278 руб, в связи с чем, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по налогам с Курашиновой З.И. к мировому судье судебного участка N8 Нальчикского судебного района КБР, который своим определением от 04.06.2018 г. отменил судебный приказ от 23.05.2018 г.
Должнику было направлено требование N11695 об уплате налога, однако до настоящего времени обязанность по уплате налогов в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем Инспекция ФНС России N1 по г. Нальчику КБР обратилась в суд с указанным выше иском.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 08 апреля 2019 года исковые требования административного истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с упомянутым решением, Курашинова З.И. подала на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что административное исковое заявление было подано в суд с пропуском установленного налоговым законодательством шестимесячного срока.
В своем возражении Межрайонная ИФНС России N 1 по г. Нальчику КБР ссылаясь на законность обжалуемого решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, согласно положениям ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Курашинова З.И. является плательщиком земельного налога. В нарушение ст. 45 НК РФ ей не исполнена установленная законом обязанность по уплате соответствующего налога.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате задолженности по указанному налогу и в связи с его неуплатой, налоговый орган направил в адрес ответчика требование N11695 от 12 мая 2017 г. об уплате недоимки по земельному налогу и пени за просрочку его уплаты со сроком исполнения до 19 июня 2017 года. Однако в добровольном порядке административным ответчиком требование налогового органа не было исполнено. Данное обстоятельство послужило основанием административному истцу для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени.
Мировым судьей судебного участка N8 Нальчикского судебного района КБР был вынесен судебный приказ от 23 мая 2018 года, который по заявлению ответчика определением указанного мирового судьи от 04 июня 2018 г. отменен.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление поступило в суд 09 января 2019 года, то есть предусмотренный положениями абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании с физического лица задолженности по налогу и пени, не истек.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно установил, что налоговый орган обратился в суд в пределах установленного законом срока, а доводы ответчика основаны на неверном истолковании норм права.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит, что апелляционная жалоба не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курашиновой Зои Исуфовны - без удовлетворения.
Председательствующий: Канунников М.А.
Судьи: Думаев А.Б.
Мидов В.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.