Дата вступления в законную силу - 19 марта 2019 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Карамовой М.Р., рассмотрев 19 марта 2019 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении
Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее ФГКУ СЗТУ ИО МО РФ), ИНН 7826001547, ОГРН 1027810323342, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, дом 5;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2018 года ФГКУ СЗТУ ИО МО РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Вина ФГКУ СЗТУ ИО МО РФ установлена в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, выразившемся в следующем.
Здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Петровская, д.14, лит.А, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге" является объектом культурного наследия федерального значения "Образцовая казарма" (далее - объект), при этом на праве оперативного управления находится в пользовании ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ.
Актом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 19.04.2018, проведенных на основании задания КГИОП от 18.04.2018 N.., зафиксировано неудовлетворительное техническое состояние объекта культурного наследия "Образцовая казарма", а именно:
отмостка - асфальтовое покрытие; имеются дефекты - нарушение целостности покрытия, щели в местах примыкания к зданию, утраты;
цоколь облицован природным камнем (известняк), частично скрыт культурным слоем (в большей степени по дворовым фасадам); наблюдаются дефекты естественного камня - загрязнение, деструкция, трещины, сколы, утраты камня и межшовного раствора, биопоражения камня; кирпичные стены оштукатурены; в местах утраты отделочного слоя наблюдаются дефекты кирпичной кладки - деструкция поверхности кирпичей, трещины; фрагментарные повреждения и расслоения кладки, вывалы кирпичей, отслоения и утраты; имеются дефекты гладкой штукатурной отделки - деструкция, трещины, большие фрагменты отслоений штукатурки до кирпичей, ремонтные вставки, увлажнение поверхности, биопоражения;
имеются дефекты штукатурных профилированных элементов и деталей (замковые камни) - деструкция, трещины, сколы, выбоины, неровности, отслоения штукатурного слоя, фрагментарные утраты до кирпичной кладки; красочный слой сильно загрязнен, шелушится; профили штукатурной отделки карнизов и профилированных тяг нечеткие, неровные;
штукатурный слой стен окрашен; наблюдаются дефекты красочного слоя - сильные загрязнения, пятнистость, изменение цвета, деструкция, шелушение, утраты на больших участках плоскостей фасадов; на лицевом фасаде по улице Макаровской выполнена фрагментарная ремонтная окраска;
крыша скатная; кровельное металлическое покрытие находится в неудовлетворительном состоянии, имеются дефекты - утраты красочного слоя, коррозия металла, механические повреждения, расхождение фальцев, утраты больших фрагментов покрытия; в местах утрат кровли наблюдаются протечки атмосферных осадков в помещения объекта через перекрытия (чердачное и междуэтажное между третьим и вторым этажами); в результате протечек в помещениях наблюдаются увлажнение, скопление воды на полу, биопоражения, повреждение элементов и конструкций перекрытий, кирпичной кладки стен (по которым стекают осадки), полов, отделки, также частично утрачено покрытие печных и вентиляционных труб;
металлические водосточные желоба и трубы частично окрашены масляной краской, частично коррозированы, деформированы, имеются механические повреждения, утраты элементов;
часть проемов зашита поздними строительными материалами, состояние оконных и дверных заполнений неудовлетворительное, наблюдаются дефекты древесины, перекосы конструкций, утраты отдельных элементов конструкций и остекления;
в помещениях присутствует бытовой и строительный мусор; отапливаются только отдельные помещения; техническое обслуживание здания отсутствует; температурно-влажностный режим не соблюдается; состояние кровли недопустимое; состояние ограждающих и несущих конструкций неудовлетворительное.
Таким образом, актом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 19.04.2018 в деянии ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ установлено наличие события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия, а именно: непринятие исчерпывающих мер, направленных на сохранение здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Петровская, д.14, лит.А (согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2001 N. 527 адрес объекта: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Петровская, д.14), являющегося объектом культурного наследия федерального значения "Образцовая казарма".
Защитник ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России Ю. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда, прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указал, что в постановлении, суд ошибочно указывает на то, что положения устава Учреждении не противоречат федеральному законодательству и позволяют Учреждению принимать соответствующие меры по обеспечению надлежащего содержания объекта культурного наследия и выполнению работ по их сохранению, поскольку Учреждение в силу положений статьи 123.22 ГК РФ, статьи 9.1. Федерального закона от 12.01.1996 1. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является некоммерческой организацией и может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Функции собственника имущества в структуре Министерства обороны РФ распределены между различными департаментами, управлениями, учреждениями. При этом, основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение может осуществлять в соответствии с целями его создания, определяется учредительными документами учреждения. Приказом Министра обороны РФ от 24.05.2012 утвержден Устав Учреждения, согласно которому Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом. Так, учреждение не является организацией, осуществляющий ремонтные, реставрационные работы объектов Министерства обороны РФ, лимиты бюджетных обязательств Учреждению по данной статье расхода главным распорядителем бюджетных средств не доводятся, вышеуказанные полномочия отсутствуют в Уставе Учреждения, собственник распоряжение о заключении государственного контракта Учреждению не давал, не обеспечил его необходимым бюджетным финансированием.
Это подтверждает тот факт, что полномочиями на осуществление ремонта Учреждение не наделено и не вправе заключать гражданско-правовые договоры со сторонними организациями на выполнение подрядных работ. При этом, функции по ремонту, содержанию объектов недвижимости, закрепленными за Учреждением, осуществляет Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ на основании положения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации N305 от 22.04.2013 Указанные работы на территории Западного военного округа во исполнение Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 осуществляет подведомственное Департаменту Учреждение ФГБУ " "... "" Министерства обороны РФ.
Вместе с тем, постановлением судьи установлено, что командир войсковой части N.., являющейся пользователем объекта культурного наследия, направил письма о необходимости проведения ремонтных работ объекта в адрес Регионального управления заказчика капитального строительства Западного военного округа, ФГБУ " "... "" МО РФ, которые обладают полномочиями по осуществлению ремонтных работ, поскольку собственник объекта доводит до них бюджетные ассигнования. Таким образом, ФГКУ СЗТУ ИО МО РФ не является субъектом инкриминированного правонарушения.
Кроме того, вопреки выводу судьи, у Учреждения не было возможности своими силами обеспечить сохранность объекта путем совершения ремонтных и реставрационных действий, однако Учреждение неоднократно обращалось в адрес уполномоченных эксплуатационных организаций, подведомственных Министерству обороны, с просьбой принять срочные меры по организации работ по приведению здания в надлежащее состояние.
Законный представитель ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России начальник управления Федорова Е.И. в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, согласно материалам дела и пояснениям защитника М. извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России М. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные в жалобе доводы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы все представленные по нему доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, правильно установлены фактические обстоятельства правонарушения и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ не оспаривается.
Частью 1 ст.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно положениям п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, в том числе, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Положениями п.11 ст.47.6 данного Федерального закона определено, что в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Факт владения ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ объектом культурного наследия федерального значения "Образцовая казарма", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Петровская, д. 14, лит. А, на праве оперативного управления подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается Учреждением.
Таким образом, с учетом вышеприведенных законоположений, обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации были возложены на ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ как на учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления, следовательно, Учреждение является надлежащим субъектом инкриминированного административного правонарушения.
При этом, подпунктами 1 и 7 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия
Однако указанные требования закона ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ исполнены не были, в связи с чем, действия Учреждения правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, а наказание ему назначено в пределах санкции статьи с учетом требований глав 3 и 4 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны РФ оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России Ю. - без удовлетворения.
Судья Широкова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.