Дата вступления в законную силу - 2 мая 2019 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Карамовой М.Р., рассмотрев 2 мая 2019 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 мая 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении
ПИВОВАРОВА А. С, "дата" г.р, уроженца "... ", гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: "адрес";
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 мая 2019 года Пивоваров А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на срок 10 суток.
Вина Пивоварова А.С. установлена в осуществлении организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, а именно:
Пивоваров А.С, являясь участником публичного мероприятия - митинга, нарушил установленный порядок организации публичного мероприятия (митинга), а именно: 01.05.2019 в 14 часов 00 минут находился у дома 92, 94 по Невскому пр. Санкт-Петербурга, где организовал публичное мероприятие в виде митинга с участием граждан не менее 100 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих, скандирующих лозунги: "Путин вор", "За честные выборы", "Россия без Путина", "Россия будет свободной", "Это наш город", "Мы тут власть", "Беглов, беги", использующими плакаты с надписями: "Путин сказочный президент" и другие. Пивоваров А.С. до начала мероприятия не подал в установленном законом порядке в Комитет по вопросам законности, правопорядку и безопасности Санкт-Петербурга уведомление о проведении данного публичного мероприятия 01.05.2019 с 13:00 до 14:00 по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр, д. 92. 94, в виде митинга, фактически взяв на себя обязательства по организации и проведению данного публичного мероприятия, не согласовав его в установленном законом порядке.
При этом Пивоваров А.С. находился совместно с находящимися в непосредственной близости (менее 1 метра) от него с другими участниками митинга, скандирующими лозунги: "Путин вор", "За честные выборы", "Россия без Путина", "Россия будет свободной", "Это наш город", "Мы тут власть", "Беглов, беги", использующими плакаты с надписями: "Путин сказочный президент" и другие, посредством громко-усиливающей аппаратуры озвучивал направления и темы вышеуказанных лозунгов, которые за ним скандировали участники митинга, тем самым задавая тон и цель проведения публичного мероприятия.
Информация о нарушении установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия, информация о нарушении требований закона (п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях") была доведена до участников мероприятия, в том числе и до Пивоварова А.С, сотрудником полиции инспектором ООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга старшим лейтенантом полиции И, осуществляющим в соответствии со ст.ст.2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе и Пивоварова А.С, и потребовал прекратить митинг и разойтись посредством громко-усиливающей аппаратуры.
Данное законное требование Пивоваров А.С. проигнорировал, несмотря на то, что на прекращение данных противоправных действий у участников данного несогласованного митинга, в том числе у Пивоварова А.С, было не менее 5 минут, однако в указанный промежуток времени он продолжал нарушать п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях", а именно: не предпринял никаких мер к прекращению несогласованного публичного мероприятия в виде митинга, при этом, как и ранее, в составе группы лиц, состоящей из не менее 100 человек, не предпринимал попыток покинуть место проведения митинга и не озвучил требования по прекращению публичного мероприятия к другим участникам.
Своими действиями Пивоваров А.С. нарушил требования п.1 ч.4 ст.5, п.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Пивоваров А.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда как незаконного и прекращении производства по делу.
В ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде Пивоваров А.С, его защитник Б. доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Защитник Б. представила дополнения к жалобе, в которых указала, что в материалах дела не содержится сведений о несогласованности вменяемого Пивоварову А.С. публичного мероприятия, поскольку не установлено, что уведомление не было подано в уполномоченный орган, а также не установлен факт отказа в согласовании публичного мероприятия, то есть отсутствуют доказательства противоправности деяния в соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, что в силу ст.1.5 КоАП РФ должно быть истолковано в пользу Пивоварова А.С.
Кроме того, судом не установлено, что именно Пивоваров А.С. являлся организатором публичного мероприятия, в чем выразились организаторские функции, какие действия были предприняты Пивоваровым А.С.
Также судом не проведена оценка законности действий органа публичной власти по воспрепятствованию проведения публичного мероприятия в рамках производства по делу об административном правонарушении, что разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ N 28. При этом, действия сотрудников полиции образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ.
Судом произведена неверная оценка доказательств вопреки требованиям ст.26.11 КоАП РФ, выразившаяся в не устранении противоречий между данными, изложенными в протоколе об административном правонарушении, и объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу положений ст.26.2 КоАП РФ также являются доказательствами по делу. То есть доказательства, представленные административным органом, имели для суда заранее установленную силу.
Защитник обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения об утрате публичным мероприятием мирного характера или причинения либо реальной угрозы причинения существенного вреда, что свидетельствует о чрезмерной суровости назначенного Пивоварову А.С. наказания.
Защитник Б. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде в дополнение указала, что Пивоваров А.С. являлся организатором согласованного мероприятия, тематика и путь следования которого соответствовали заявленным в уведомлении. Доказательств противоправности деяния не установлено, при этом в действиях Пивоварова А.С. по митингу нет признаков организатора. Кроме того, суд не оценил законность действий сотрудников полиции, отдал предпочтение доказательствам, представленным последними. Защитник также отметила, что, если публичное мероприятие не утратило мирный характер, то назначение ареста недопустимо. Суд исчисляет срок наказания со 2 мая, однако в протоколе об административном правонарушении указано время фактического задержания - 14 часов 01.05.2019. Кроме того, судья сослался на видеозапись, которая не было предметом исследования.
Пивоваров А.С. в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что был одним из организаторов шествия от Лиговского пр. до Финляндского вокзала, другое публичное мероприятие им не проводилось, не понятно, почему именно Пивоварова А.С. и Ш. назначили организаторами иного мероприятия. В момент задержания Пивоваров А.С. обратился к сотрудникам полиции, чтобы колонну пропустили дальше, так как колонне был заблокирован проход. Пивоваров А.С. указал, что находился в середине колонны и не мог управлять ею. Шествие не утратило мирный характер, в связи с чем, оснований для назначения ему максимального наказания не было. Кроме того, он является единственным кормильцем в семье, имеет положительные характеристики, что не было учтено судом.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения дела в суде не установлено.
В ходе рассмотрения данного дела судьей Невского районного суда Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ судом установлено наличие события административного правонарушения, виновность Пивоварова А.С. в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, и которые получили надлежащую правовую оценку суда.
Административная ответственность по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ наступает за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст.2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия, в том числе, обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона, требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона, обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования, приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий, довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.
В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что несогласованное публичное мероприятие, проводимое 1 мая 2019 в период с 13 до 14 часов у дома 92,94 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, организатором которого являлся Пивоваров А.С, с целью привлечения внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, отвечает признакам митинга, то есть публичного мероприятия в том значении, которое указано в Федеральном законе от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
Вывод постановления о том, что указанное публичное мероприятие не было согласовано в установленном порядке, а также о том, что Пивоваров А.С. является организатором названного публичного мероприятия, подтверждается письмом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 25.04.2019 о согласовании публичного мероприятия в виде митинга с иными целями (публичного выражения общественного мнения в электоральной сфере, сферах градозащиты, экологии, социальной защиты граждан, науки, культуры и образования) по иному адресу: Санкт-Петербург, на пл. Ленина, у памятника В.И. Ленину, и не опровергается какими-либо другими доказательствами.
Обстоятельства совершения правонарушения Пивоваровым А.С. подтверждены рапортами сотрудников полиции Г, К, в которых обстоятельства правонарушения изложены последовательно и согласуются с протоколом об административном правонарушении.
Рапорты сотрудников полиции соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ, каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших рапорты, материалы дела не содержат, при этом, исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе не может свидетельствовать об их субъективности в изложении совершенного Пивоваровым А.С. административного правонарушения.
Таким образом, выводы суда об отсутствии необходимости в вызове в судебное заседание сотрудников полиции являются обоснованными и не свидетельствуют о нарушении права Пивоварова А.С. на справедливое судебное разбирательство.
Оценены судом и объяснения Пивоварова А.С, которые обоснованно признаны опровергающимися совокупностью представленных по делу доказательств.
Кроме того, факт организации Пивоваровым А.С. митинга, не согласованного в установленном законом порядке, подтверждается видеозаписями, представленными в материалах дела, согласно которым публичное мероприятие проводилось именно в форме митинга.
Таким образом, действия Пивоварова А.С, выразившиеся в организации и проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, судом правильно квалифицированы по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, из постановления судьи следует, что в качестве доказательств виновности Пивоварова А.С. положены объяснения сотрудников полиции Г, К. (л.д. N... ), однако таковые не могут являться допустимыми доказательствами, поскольку в объяснениях сотрудников полиции отсутствуют сведения о разъяснении сотрудникам полиции положений ст.17.9 КоАП РФ. В связи с указанным, объяснения сотрудников полиции подлежат исключению из числа доказательств.
Между тем, данное обстоятельство не повлияло на правильность вывода судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга о виновности Пивоварова А.С, которая подтверждается совокупностью иных собранных по делу доказательств, в том числе видеозаписью правонарушения.
Постановление суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела в отношении Пивоварова А.С, а также норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием для отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Наказание Пивоварову А.С. определено в пределах санкции части 2 ст.20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями глав 3 и 4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности виновного.
Оснований для признания назначенного Пивоварову А.С. наказания в виде административного ареста на срок 10 суток чрезмерно суровым не имеется, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст.3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
При этом сведений о наличии положительных характеристик, о малолетнем ребенке материалы дела не содержат.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 мая 2019 года в части исчисления срока наказания.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении, Пивоваров А.С. фактически задержан в 14 час. 00 мин. 1 мая 2019 года. Таким образом, срок наказания подлежит исчислению с момента фактического задержания - 14 час. 00 мин. 1 мая 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 мая 2019 года в части привлечения Пивоварова Андрея Сергеевича к административной ответственности по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток оставить без изменения.
Постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 мая 2019 года в части исчисления срока наказания изменить: срок наказания исчислять с момента фактического задержания - 14 час. 00 мин. 1 мая 2019 года.
Жалобу Пивоварова А.С. оставить без удовлетворения.
Судья Широкова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.