Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Барминой Е.А,Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2019 года апелляционную жалобу Морозовой Н. И. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2019 года по гражданскому делу N 2-755/2019 по иску Морозовой Н. И. к Управлению пенсионного фонда РФ в Выборгском районе о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А, объяснения истицы, ее представителя Хведченя И.С, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Морозова Н.И. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее УПФ РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга) о признании незаконным решения УПФ РФ в Выборгском районе N218327/18 от 06.04.18 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 07.09.2002 по 31.12.2016 в должности тренера-преподавателя ГБУ спортивная школа Красногвардейского района Санкт-Петербурга, а также обязать ответчика назначить досрочную пенсию на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование исковых требований истица указывал, что ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием 25 лет стажа педагогической деятельности, на момент начала трудовой деятельности 07.09.2002 пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1067 и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в которых отсутствовало указание на необходимость наличия педагогического стажа продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев для назначения льготной пенсии. Полагала, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22.014.2019 в удовлетворении исковых требований Морозовой Н.И. отказано.
Не согласившись с постановленным судебным актом, истица подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в заседание судебной коллегии не явился, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещен по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ), причин неявки судебной коллегии не сообщил, доказательств их уважительности не представил. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившегося ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы, ее представителя, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, что 16.02.2018 истица обратилась в территориальный орган Пенсионного фонд РФ по месту своего жительства с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФ РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга N218327/18 от 06.04.2018 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 19 ч. 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием 25 лет стажа педагогической деятельности.
Из решения следует, что зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" подлежит 08 лет 02 месяца 08 дней - до 01.01.2001 (изменения требований законодательства).
Согласно решению N218327/18 от 06.04.2018 не подлежит зачету в педагогический стаж после 01.01.2001 период с 07.09.2002 по 31.12.2016 в должности тренера-преподавателя в ГБУ спортивная школа Красногвардейского района Санкт-Петербурга на основании пункта 12 Правил от 29.10.2002, так как на 01.01.2001 отсутствует педагогический стаж продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев.
Согласно сведениям трудовой книжки АТ-У N4610917 Морозовой Н.И, она 30.08.1993 принята на работу на должность тренера-преподавателя ДСШ "Орленок" Октябрьского РОНО; 06.09.2002 уволена в порядке перевода в СДШ Красногвардейского района; 07.09.2002 принята на работу на должность тренера-преподавателя на отделение легкой атлетики ДЮСШ Красногвардейского района; работает по настоящее время.
Рассматривая требования истицы об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истицы периоды с 07.09.2002 по 31.12.2016 в должности тренера-преподавателя ГБУ спортивная школа Красногвардейского района Санкт-Петербурга, чего бы хватило для назначения досрочной пенсии по указанному выше основанию, районный суд, принимая во внимание, что на момент обращения истицы за назначением досрочной страховой пенсии специальный стаж истицы, признаваемый ответчиком, составил 08 лет 02 месяца 08 дней в должности тренера-преподавателя, при этом истица весь период трудовой деятельности занимала должность, предусмотренную п.2 раздела "Наименования должностей" и в учреждении, указанном в пункт 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N781, однако по состоянию на 01.01.2001 у истицы не имелось стажа работы в связи с осуществлением педагогической деятельностью в учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от 25 лет), соответственно не соблюдены требования п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, в связи, с чем пришел к верному выводу о том, что оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж истицы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств, которым судом дана надлежащая оценка, оснований для несогласия с которой по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 и частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Для исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, могут быть применены:
1. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
2. Согласно пп. "н" п.1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
- Список от 29.10.2002 N781 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.2002 по настоящее время;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для зачета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2, указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для зачета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
3. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N2-П право на указанную пенсию может быть определено с применением всех вышеназванных Списков к соответствующим периодам работы. При этом, по желанию заявителя, к периодам работы до 01.11.1999 могут быть применены Правила от 22.09.1999 г. N 1067.
Периоды работы с 01.11.1999 по 13.11.2002 могут учитываться в соответствии со Списком от 22.09.1999 N1067.
Периоды работы с 14.11.2002 могут учитываться в соответствии со Списком от 29.10.2002 N781.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ N173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, периоды отвлечений от педагогической деятельности исключаются из специального стажа.
В соответствии с пунктом 4 Правил от 29.10.2002 N 781 периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, до 01.09.2000 засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно статье 14 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховой стаж до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" введение с 01.01.2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно абзацу 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 - периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 01.01.2001, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 года (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Должность "тренер-преподаватель" включена в п. 2 раздела "Наименование должностей" данного Списка, учреждение "детско-юношеская спортивная школа" также предусмотрено п. 2 раздела "Наименование учреждений".
В силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В силу п. 12 названных Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка N781, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N781, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781.
Таким образом, правом на досрочную страховую пенсию по старости на льготных условиях обладает тренер-преподаватель, работающий в учреждениях дополнительного образования детей, перечисленных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" только при соблюдении условий, указанных в п. 12 Правил.
Согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.