Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Сухаревой С.И, Рябко О.А.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 4 июня 2019 года гражданское дело N 2-182/2019 по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья "Дом с каминами" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 марта 2019 года по иску Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Товариществу собственников жилья "Дом с каминами" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И, объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Сазонова Г.В. по доверенности от "дата", представителя администрации Кировского района Санкт-Петербурга - Селедец М.А. по доверенности от "дата", представителя ТСЖ "Дом с каминами" - Гринёва И.В. по доверенности от "дата", представителя НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - Хасанова В.В. по доверенности от "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском к ответчику, просила обязать Товарищество собственников жилья "Дом с каминами" прекратить начисление собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет N.., открытый Товариществу собственников жилья "Дом с каминами" в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк "дата", со дня вступления решения суда в законную силу и до вступления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Товарищества собственников жилья "Дом с каминами".
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с действующим законодательством, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме в срок до "дата" не открыли специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, администрацией Кировского района Санкт-Петербурга было принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении данных многоквартирных домов на счете регионального оператора (Распоряжение N 935-р от 27.03.2015). Информацию о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах по адресу: "адрес" Товарищество собственников жилья "Дом с каминами" в инспекцию в установленный законом срок не представило. Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга проведена проверка документов, поступивших от Товарищества собственников жилья "Дом с каминами", осуществляющего деятельность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами. По результатам проверки составлен акт N... от "дата" и выдано предписание N... от "дата" о необходимости ТСЖ осуществлять формирование фонда капитального ремонта в соответствии с Распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" N... на счете некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Предписание исполнено не было, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от "дата" ТСЖ привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В связи с выявлением нарушения части 3 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившегося в одновременном формировании фонда капитального ремонта МКД на счете Фонда и на специальном счете ТСЖ, Инспекцией составлен акт проверки от "дата" N... и выдано предписание N... от "дата", согласно которому ТСЖ, как владельцу специального счета необходимо прекратить начисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ, довести до сведений МКД о необходимости формировать фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора в соответствии с указанным выше распоряжением администрации района. Предписание N... также исполнено не было, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от "дата" ТСЖ объявлено устное замечание.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено: "Обязать Товарищество собственников жилья "Дом с каминами" прекратить начисление собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет N.., открытый Товариществом собственников жилья "Дом с каминами" в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк "дата", со дня вступления решения суда в законную силу и до вступления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Товарищества собственников жилья "Дом с каминами".
В апелляционной жалобе Товарищество собственников жилья "Дом с каминами" просит решение суда отменить, вынести новое решение, прекратить производство по делу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 марта 2019 года не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по данным вопросам принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Согласно ч. 1 ст. 2 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге". Указанное постановление вступило в законную силу 21.02.2014, следовательно, до 21 августа 2014 года собственники помещений в многоквартирном доме должны были принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его.
Частью 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга N... от "дата" принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: "адрес" на счете регионального оператора, поскольку ТСЖ не открыло счет до "дата".
Копия протокола общего собрания членов ТСЖ от "дата" по выбору способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и справку об открытии специального счета ТСЖ представило истцу "дата".
Согласно справке Северо-Западного банка ПАО Сбербанк специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: "адрес" N... открыт "дата", то есть за переделами установленного законом срока.
Истцом проведена проверка документов, поступивших от Товарищества собственников жилья "Дом с каминами", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: "адрес"
"дата" по результатам проверки составлен акт ГЖИ Санкт-Петербурга N.., из которого следует, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете принято с нарушением требований статей 44, 46, 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку решение принято только членами ТСЖ, в протоколе не указан адрес многоквартирного дома, принадлежащего членам ТСЖ, принявшим участие в голосовании, в протоколе не рассмотрены вопросы, предусмотренные ч.4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеуказанного акта ГЖИ Санкт-Петербурга выдано предписание N... от "дата" о необходимости ТСЖ осуществлять формирование фонда капитального ремонта в соответствии с распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" N... на счете некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Предписание обжаловано и исполнено не было, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от "дата" ТСЖ привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В связи с выявлением нарушения части 3 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившегося в одновременном формировании фонда капитального ремонта МКД на счете Фонда и на специальном счете ТСЖ, Инспекцией составлен акт проверки от "дата" N... и выдано предписание N... от "дата", согласно которому ТСЖ, как владельцу специального счета необходимо прекратить начисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ, довести до сведений МКД о необходимости формировать фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора в соответствии с указанным выше распоряжением администрации района.
Предписание N... также обжаловано и исполнено не было, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от "дата" ТСЖ объявлено устное замечание.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предписания Инспекции ответчиком в установленном законом порядке не обжалованы, а следовательно, являются обязательными к исполнению, указанными предписаниями установлен факт нарушения ответчиком положений ст. 44, 46, ч.3, 4, 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, нарушен срок открытия специального счета, представления в Инспекцию копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и справки банка об открытии специального счета, то есть выбранный способ формирования фонда капитального ремонта не был реализован в установленный законом срок, распоряжение администрации района N... надлежащим образом также не оспорено и является обязательным к исполнению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку как заявленное требование направлено на защиту прав собственников многоквартирного дома, влечет разрешение созданной ответчиком ситуации, при которой денежные средства собственников дома аккумулируются на двух счетах, что не позволяет надлежащим образом осуществлять деятельность по исполнению программы капитального ремонта в указанном многоквартирном доме и в полной мере осуществлять контроль за расходованием поступающих денежных средств.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что ответчиком в период с "дата" по "дата" проведено повторное собрание собственников помещений, которым подтвержден выбор способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, правового значения в данном случае не имеет, так как решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора принято не было.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения последствий пропуска срока исковой давности при разрешении настоящего дела были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка при вынесении решения. Так, суд первой инстанции оснований для применения срока исковой давности, о чем было заявлено представителем ответчика в отзыве на иск, не усмотрел, так как о нарушении требований жилищного законодательства в части принятия решения о способе формирования фонда капитального ремонта и открытии специального счета с нарушением установленного законом срока истцу стало известно "дата", после предоставления документов в Инспекцию, в суд истец обратился "дата", то есть в установленный законом срок.
Следует также отметить, возникшие между сторонами правоотношения носят длящийся характер, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности.
Ссылки апелляционной жалобы о необходимости прекращения производства по делу, ввиду того, что иск подан истцом в защиту прав определенного круга лиц, также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и суд пришел к обоснованному выводу о том, что такие основания прекращения производства по делу нормами ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования "... " а также других собственников дома, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные лица соответствующих ходатайств для вступления в процесс не заявляли, а ответчик не мотивировал свое ходатайство о необходимости привлечения указанных лиц к участию в деле.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.