Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В,
Белоногого А.В.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5572/2018 по апелляционной жалобе Корфа М. Ю. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 04 октября 2018 года по административному иску Корфа М. Ю. к Жилищному комитету Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургского ГКУ "Городской центр жилищных субсидий" - Печавиной Я.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Корф М.Ю. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга об оспаривании решения, принятого названным Комитетом Правительства Санкт-Петербурга от 10 мая 2018 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В качестве меры по восстановлении нарушенного права Корф М.Ю. просил суд возложить на Жилищный комитет обязанность предоставить истцу субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг с мая по октябрь 2018 года.
В обоснование поданного в суд иска Корф М.Ю. ссылался на то обстоятельство, что является собственником квартиры "адрес" и в апреле 2018 года обратился в Жилищный комитет с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, однако в удовлетворении заявления истцу было отказано со ссылкой на недостоверность и неполноту представленных сведений о доходах семьи, что, по мнению истца, не соответствует действительности, оснований для отказа в предоставлении субсидии у Комитета не имелось.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 04 октября 2018 года в удовлетворении административного иска Корфу М.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Корф М.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Административный истец Корф М.Ю, представитель административного ответчика Жилищного комитета Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписки из ЕГРН, Корф М.Ю. является собственником квартиры "адрес"
"дата" Корф М.Ю. посредством представления заявления в многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг обратился в Жилищный комитет Санкт-Петербурга за получением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг "... " представив совместно с заявлением следующие документы: справку о доходах за период октябрь 2017 года по март 2018 года; соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетней "... " заключенное между истцом и С. "дата"; расписку С. об отсутствии у истца задолженности по уплате алиментов; информацию о доходах С.; квитанции об уплате коммунальных услуг.
Уведомлением от "дата" Санкт-Петербургское ГКУ "Городской центр жилищных субсидий" известило Корфа М.Ю. об отказе в предоставлении субсидии, сославшись при этом на основание, предусмотренное пунктом 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, - предоставление неполных или заведомо недостоверных сведений о размере алиментов на содержание несовершеннолетней "... " за октябрь 2017 года, а также о доходах матери "... ". за октябрь 2017 года по март 2018 года.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, принял во внимание то обстоятельство, что истцом не представлены сведения о доходах матери несовершеннолетней "... " за последние шесть месяцев, предшествующие дню подачи заявления и индексации алиментов и, полагая, что указание С. на источник доходов в виде алиментов противоречит статье 80 СК Российской Федерации, пришёл к выводу об отсутствии у Корфа М.Ю. правовых оснований для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Данный вывод суда нельзя признать правильным.
Порядок предоставления субсидий предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", который утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 6 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 8 Правил, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Пункт 10 Правил запрещает требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 Правил.
В силу пункта 14 Правил в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, заявитель нёс ответственность за достоверность представленных сведений и документов, представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений являлось основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 19 Правил уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8(1) и 11 Правил.
Пунктом 32 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (пункт 33 Правил).
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом, в том числе доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате (пункт 32 Правил).
Пункт 36 Правил предоставляет гражданам, обращающимся за предоставлением субсидии, в случае отсутствия у них возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, право самостоятельно декларировать такие доходы в заявлении. Эти сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела следует, что Корф М.Ю, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии, в заявлении в качестве члена своей семьи указал несовершеннолетнюю дочь "... "
Брак, заключённый между Корф М.Ю. и матерью ребенка - С, расторгнут "дата" (л.д.16).
"дата" между Корф М.Ю, с одной стороны, и С, с другой стороны, заключено соглашение об уплате алиментов, в соответствии с которым Корф М.Ю. принял на себя обязательство выплачивать алименты на содержание несовершеннолетней "... " в размере 10 000 рублей ежемесячно посредством перечисления всей суммы на банковский счет матери ребенка либо путем предоставления наличных денежных средств "... "
Согласно расписке С, представленной истцом в Жилищный комитет, последняя в погашение алиментных обязательств получала за октябрь 2017 года - 1000 рублей, за период с ноября 2017 года по март 2018 года по 10 000 рублей ежемесячно "... "
Кроме того, в отдельном заявлении С. указала, что в настоящее время не работает, занимается воспитанием несовершеннолетней дочери, иных доходов, за исключением алиментов, поступающих от Корф М.Ю, не имеет, трудовую книжку представить не может по причине её утраты "... "
Как следует из содержания возражений на иск, представленных в суд первой инстанции, должностное лицо Жилищного комитета, проанализировав содержание представленных Корф М.Ю. документов, пришло к выводу о недостоверности представленных истцом сведений о доходах на основании того, что размер заявленных доходов истца, за вычетом уплаченных алиментов за март 2018 года составил 8000 рублей, остаток от которых после оплаты коммунальных услуг в размере 6 635,38 рублей, представляет из себя незначительную сумму - 1 364,62 рублей, недостаточную для проживания (л.д.31-33).
Приведённые суждения Жилищного комитета о недостоверности представленных Корф М.Ю. сведений о доходах не являются достаточно обоснованными и не могли служить основанием для вывода об отказе в предоставлении субсидии.
Обращаясь в Жилищный комитет, Корф М.Ю. предоставил имеющиеся у него документы о своих доходах, доходах бывшей супруги и несовершеннолетнего ребенка, при этом пункт 36 Правил не запрещает гражданину указывать в заявлении суммы таких доходов, которые он не может подтвердить с помощью документов, оформленных уполномоченными органами или юридическими лицами.
То обстоятельство, что доходы истца после исполнения им денежных обязательств по уплате алиментов, а также по оплате жилищно-коммунальных услуг, составляют сумму, не превышающую 1500 рублей в месяц, само по себе не свидетельствует о неполноте предоставленных сведений.
Пунктами 11, 42 (1) Правил предусматривает право Жилищного комитета проверять подлинность представленных гражданами документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Между тем, ответчик правом на проверку достоверности представленных Корф М.Ю. сведений не воспользовался, какие-либо запросы в уполномоченные органы не направлял, выводы о неполноте предоставленных сведений о доходах не мотивировал и не проверил, в связи с чем оспариваемый отказ Комитета в предоставлении субсидии нельзя признать законным и обоснованным.
Судом первой инстанции при вынесении решения не учтены приведённые выше положения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что привело к неверному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятию необоснованного решения, которое подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 04 октября 2018 года по делу N 2а-5572/2018, отменить.
Признать решение Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 10 мая 2018 года об отказе в предоставлении Корф М. Ю. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг незаконным.
Обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня принятия данного апелляционного определения провести проверку представленных Корф М. Ю. сведений о доходах С. в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, и по результатам проверки повторно рассмотреть заявление Корф М. Ю. о предоставлении субсидии.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.