Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А,
Ивановой Ю.В.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4530/2018 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 октября 2018 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" Морозовой А.И. (по доверенности), представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Сазонова Г.В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района") обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от "дата" N... -р, которым на названное общество возложена обязанность принятия мер к устранению нарушений жилищного законодательства - приведения расчёта размера платы по коммунальным услугам в многоквартирном жилом доме "адрес", находящегося в управлении ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района", в соответствии с Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 N 50-р "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, а также возложена обязанность организации работ по содержанию и ремонту переговорно-замочного устройства (далее - ПЗУ).
В обоснование поданного в суд административного иска представитель ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое предписание, выданное по результатам проведённой в отношении общества проверки соблюдения жилищного законодательства, составлено в отсутствие на то законных оснований; начисление платежей по коммунальным услугам является правильным, производится в соответствии со сведениями о площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимость; договором управления многоквартирным домом N... от "дата", заключенным между Б. и ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района", ПЗУ не включено решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в состав общего имущества, в связи с чем у истца отсутствует обязанность по содержанию такого переговорного устройства, ремонту и начислению соответствующей платы.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2018 года административный иск ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" удовлетворен частично, признан незаконным и отменен пункт 3 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от "дата" N... -р. В удовлетворении иска в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании пунктов 1, 2 предписания, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Со стороны Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжалуется.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителя ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в марте 2018 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района", в ходе которой выявлены следующие обстоятельства:
при определении размера платы за коммунальные услуги по отоплению обществом используются недостоверные сведения о площади жилых и нежилых помещений в доме - так, согласно данным филиала ГУП "ГУИОН" ПИБ Адмиралтейского и Фрунзенского районов по состоянию на "дата" площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 9 412,9 кв.м, в то время как в платежном документе от "дата" показатель площади таких помещений указан равным 8 974,5 кв.м, что, по мнению должностных лиц, проводивших проверку, является нарушением пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
определяя размер платы по услугам холодное и горячее водоснабжение, расходуемого на общедомовые нужды, обществом используется неверная площадь помещений в доме; согласно данным филиала ГУП "ГУИОН" ПИБ Адмиралтейского и Фрунзенского районов многоквартирный дом по состоянию на "дата" площадь общего имущества включает в себя уборочную площадь лестничных клеток и составляет 810,5 кв.м, однако в платежном документе от 10 марта 2018 года указана площадь этих же мест общего пользования равной 1 253,2 кв.м, что является нарушением Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 г. N 50-р "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга";
согласно п. 2.1.1 договора управления многоквартирным домом от "дата" N... управляющая организация обязана содержать и ремонтировать ПЗУ, ввиду наличия в составе общего имущества многоквартирного дома ПЗУ начисление платы по услуге "содержание и ремонт ПЗУ" не производится, что является нарушением подпункта "ж" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" - л.д.113-114 том 2.
По результатам проведённой проверки Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" выдано предписание N... -р от "дата", в котором на управляющую компанию возложена обязанность принятия мер к устранению выявленных нарушений в срок до 30 мая 2018 года.
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска в части, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что обжалуемое предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в части пунктов 1 и 2 является законным и обоснованным; документом технического учёта жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом, обязанность по хранению и актуализации которого возложена на управляющую компанию; в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации 27.09.2003 N170, общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" надлежащим образом не оформило техническую документацию и соответствующие изменения в неё не внесла.
Обосновывая вывод о незаконности пункта 3 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, суд первой инстанции указал в постановленном по делу решении, что достоверно установить факт отнесения ПЗУ к общему имуществу многоквартирного дома, находящегося на обслуживании ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района", не представляется возможным, поскольку соответствующее решение общим собранием собственников помещений дома не принималось; в приложении N 2 к договору N... управления многоквартирным домом, заключённом "дата" между Санкт-Петербургским ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района", с одной стороны, и ООО "ЖКС N 2 Адмиралтейского района", с другой стороны, в разделе "инженерное и иное оборудование" не указано включении в состав общего имущества многоквартирного дома ПЗУ; в договор N... от "дата", заключённый между ООО "ЖКС N 2" и собственником квартиры "адрес" неустановленным лицом внесены не согласованные сторонами исправления.
Данные выводы суда следует признать правильными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 28.08.2017 N 36-р утверждён Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Таким образом, Государственная жилищная инспекции Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим государственный надзор, имеет полномочия на проведение проверок, выдачу предписаний, в том числе содержащих требования по устранению нарушений норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для управляющей компании.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в соответствии с формулами, приведенными в Приложении N 2, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при расчете учитывается общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых этим же Постановлением, в платежном документе указываются, в частности, сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчётный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно техническому паспорту и сведениям филиала ГУП "ГУИОН" ПИБ Адмиралтейского и Фрунзенского районов, размер площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 9 412, 9 кв.м, площадь общего имущества дома - 810,5 кв.м, что не соответствует данным об этих же помещениях, приведённым в платёжных квитанциях, предъявляемых управляющей компанией жильцам дома для внесения платы за коммунальные услуги (л.д. 128-144).
Поскольку в ходе проведения проверки правильности начисления коммунальных услуг Государственной жилищной инспекцией было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" плата за коммунальные услуги исчислена исходя из размера площади помещений многоквартирного дома, не соответствующего сведениям, указанным в техническом паспорте на многоквартирный дом, ведомости помещений и их площадей, Государственная жилищная инспекция обоснованно пришла к выводу о нарушении управляющей компанией порядка расчёта платы за коммунальные услуги установленного в Правилах предоставления коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь помещений в многоквартирном доме определена обществом на основании выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость, повторяют правовую позицию истца, изложенную в административном иске, не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции и направлены на переоценку собранных и исследованных судом доказательств.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" на управляющую организацию возложена обязанность по приёму, хранению, передаче, актуализации и восстановлении технической документации на многоквартирный дом, при этом только технический паспорт на многоквартирный дом, согласно Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, утверждённой приказом Минземстроя от 04 августа 1998 года N 37, является документом технического учёта жилищного фонда, в котором отражаются сведения о площади и составе общего имущества многоквартирного дома.
Следует также признать обоснованными выводы суда первой инстанции о незаконности пункта 3 оспариваемого предписания, которым на общество возложена обязанность по содержанию, ремонту и начислению платы за ПЗУ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 162 ЖК Российской Федерации).
Подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов по организации и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, состав общества имущества многоквартирного дома "адрес" установлен в Приложении N 2 к договору N... управления многоквартирным домом, заключенному между Санкт-Петербургский ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района" и ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" "дата" (л.д.121-127 том 2), в котором отсутствуют сведения о ПЗУ; решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу включения в состав общества имущества многоквартирного дома ПЗУ в ходе судебного разбирательства не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по организации содержания и ремонта ПЗУ и начислению платы за такие услуги не имеется.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда, принятое 29 октября 2018 года по административному делу N 2а-4530/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.