Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В,
судей
Белоногого А.В,
Ивановой Ю.В.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2а-947/2019 по апелляционной жалобе Смирнова И. Б. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 11 января 2019 года по административному иску Смирнова И. Б. к Межрайонной инспекции ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного истца - Жаринову Анжелу (по доверенности), возражения представителя административного ответчика Межрайонной инспекции ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу - Пискунович Е.В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Смирнов И.Б. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решения Межрайонная инспекция ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу от 14 июня 2018 года N... и N... об отказе в возврате транспортного налога, взысканного за 2010 год, в размере 202 566,49 рублей, а также суммы пени в размере 134 944,52 рублей.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Смирнов И.Б. просил суд возложить на ответчика обязанность возвратить излишне взысканную сумму транспортного налога и пени.
В обоснование заявленных требований Смирнов И.Б. ссылался на то обстоятельство, что в мае 2018 года обратился к Межрайонную инспекцию ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу с заявлением о возврате излишне взысканной суммы транспортного налога за 2010 год и пени, взысканной с истца на основании судебного решения по административному делу N 2а-693/2017, однако решениями межрайонной налоговой инспекции от 14 июня 2018 года N... и N... в удовлетворении заявления было отказано.
По мнению истца, оспариваемые решения являются незаконными и нарушающими имущественные права налогоплательщика, поскольку 29 декабря 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым признана безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по транспортному налогу, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, в связи с чем судебный акт о взыскании со Смирнова И.Б. задолженности по налогам за 2010 год не подлежал исполнению в принудительном порядке.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2019 года в удовлетворении требований Смирнову И.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Смирнов И.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2017 года, принятым по административному делу N 2а-693/2017, вступившим в законную силу, со Смирнова И.Б. в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана недоимка по транспортному налогу за 2010 год в размере 202 566,49 рублей, а также 134 944, 52 рублей пени за просрочку в уплате указанного вида налога.
На основании исполнительного листа, выданного Московским районным судом Санкт-Петербурга в соответствии с указанным выше решением, судебным приставом-исполнителем Московского РОСП Управления ФССП России по Санкт-Петербургу 06 апреля 2018 года возбужденно исполнительное производство N... -ИП в отношении должника Смирнова И.Б. "... "
19 апреля 2018 года исполнительное производство N... -ИП окончено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа "... "
31 мая 2018 года Смирнов И.Б. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу с заявлениями о возврате суммы излишне взысканного транспортного налога и пени в размере 202 566, 49 рублей и 134 944, 52 рублей пени соответственно "... "
Решениями Межрайонной ИФНС России N 28 по Санкт-Петербургу от 14 июня 2018 года N... и N... Смирнову И.Б. отказано в возврате сумм взысканного транспортного налога и пени со ссылкой на отсутствие подтверждения переплаты, указанной в заявлении "... "
Не согласившись с решениями налоговой инспекции, Смирнов И.Б. обратился с жалобой в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу, однако решении ем названного территориального Управления ФНС России от 30 августа 2018 года решения Межрайонной ИФНС России N 28 по Санкт-Петербургу оставлены без изменения "... "
Отказывая Смирнову И.Б в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения налогового органа является законным и обоснованным, поскольку переплаты Смирновым И.Б. транспортного налога не установлено; обязательный платеж по транспортному налогу и начисленные в связи с его несвоевременной уплатой пени взысканы с истца на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В случае неисполнения налогоплательщиком возложенных на него обязанностей, уполномоченный налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Вступивший в законную силу судебный акт по таким требованиям в силу статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательным для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Статьей 79 НК Российской Федерации предусмотрен порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) с плательщика сумм налогов и пени.
Согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 29 декабря 2017 года, признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с данной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
В силу статьи 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных этим же Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 59 НК Российской Федерации одним из оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию является утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов и пени, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию такой задолженности, что само по себе не влечет за собой, исходя из смысла статьи 44 этого же Кодекса, прекращение обязанности налогоплательщика по уплате такой недоимки.
Из материалов дела следует, что задолженность по транспортному налогу за 2010 год и пени взыскана со Смирнова И.Б. в принудительном порядке на основании судебного акта, вступившего в законную силу до принятия Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; в налоговый орган с заявлением о возврате сумм налога истец обратился после фактического исполнения решения суда, зачислении денежных средств в бюджет и окончании исполнительного производства; решение о признании недоимки безнадежной к взысканию в установленном законом порядке налоговым органом принято после окончания исполнительного производства, факт утраты возможности принудительного взыскания задолженности в судебном порядке установлен не был.
Кроме того, как видно из постановления судебного пристава-исполнителя Московского РОСП Управления ФССП по Санкт-Петербургу от "дата", должник самостоятельно, отдавая в кредитное учреждение соответствующее поручение на перечисление денежных средств, исполнял требования исполнительного документа (л.д. 64).
Учитывая изложенное, оснований для возврата транспортного налога за 2010 год и пени у Межрайонной ИФНС России N... по Санкт-Петербургу не имелось, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Смирнова И.Б. повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, и основаны на произвольном толковании положений налогового законодательства и Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положения статьи Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяются на недоимку, образовавшуюся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, и числящуюся на дату принятия налоговым органом решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Положения названного Закона не устанавливают порядок исполнения судебных актов о принудительном взыскании с налогоплательщиков сумм задолженности, вступивших в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 11 января 2019 года по административному делу N 2а-947/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова И. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.