Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2019 года дело N2а-5832/2018 по апелляционной жалобе Овчинниковой О. Н. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2018 года по административному иску Овчинниковой О. Н. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца Овчинниковой О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинникова О.Н. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика, выразившееся в отказе в постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В качестве меры восстановления нарушенного права просила возложить на административного ответчика обязанность принять ее с членами своей семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований Овчинникова О.Н. указала, что она зарегистрирована и фактически проживает по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", имеет на иждивении трех несовершеннолетних детей, а именно: Давыдову С.Е, "дата" года рождения, Давыдова Т.Е, "дата" года рождения, Давыдову Н.Е, "дата" года рождения. В связи с проживанием в вышеуказанном жилом помещении, совместно с ее несовершеннолетними детьми, а также родственниками, жилищные условия проживания ее семьи являются крайне стесненными. На каждого проживающего в данном жилом помещении приходится меньше 9 кв.м. общей площади, что нарушает требования п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга N... от "дата" "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге". "дата" Овчинникова О.Н. обратилась в администрацию "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, на которое "дата" ею было получено уведомление административного ответчика об отказе в предоставлении вышеуказанной государственной услуги на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Исходя из текста уведомления об отказе в предоставлении ей государственной услуги следует, что административный ответчик посчитал изменение ее регистрационного учета, совершенное "дата", действием по намеренному ухудшению ею жилищных условий. Между тем, регистрационный учет по иному адресу носил формальный характер, фактически она проживала по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", что администрацией района при принятии оспариваемого решения учтено не было. По прежнему адресу регистрации: Санкт-Петербург, "адрес", она и ее семья не проживали с момента перехода права собственности на данное жилое помещение, то есть более чем 10 лет до момента обращения за государственной услугой.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2018 года в удовлетворении требований Овчинниковой О.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
16 февраля 2018 года Овчинникова О.Н. обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее с членами семьи: Давыдовой С.Е, "дата" года рождения, Давыдовым Т.Е, "дата" года рождения, Давыдовой Н.Е, "дата" года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором указала, что она с несовершеннолетними детьми в настоящее время занимает квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 56,16 кв.м, на основании договора передачи квартиры в собственность.
Уведомлением N... от "дата" Овчинниковой О.Н. администрацией "адрес" Санкт-Петербурга сообщено о принятии решения об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (не прошло 5 лет с момента ухудшения жилищных условий).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции признал обоснованным довод администрации района о том, что Овчинникова О.Н... совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий, снявшись с регистрационного учета по адресу "адрес", где была обеспечена общей площадью в размере, превышающем учетную норму; указанные действия не носили вынужденный характер.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 51 ЖК Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) ЖК Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно справке, выданной отделом вселения и регистрации граждан Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство "адрес"", Овчинникова О.Н. зарегистрирована по месту жительства в "адрес", общей площадью 56,16 кв.м, "дата". В эту же дату в квартиру зарегистрированы дети административного истца Давыдова С.Е, "дата" года рождения, Давыдов Т.Е, "дата" года рождения, Давыдова Н.Е, "дата" года рождения. В названной квартире также зарегистрированы: Овчинников Н.В. с "дата", Овчинникова К.П. с "дата", Овчинникова И.Н. с "дата", Афанасьева Л.П. с "дата".
Указанная квартира принадлежит Овчинниковой О.Н. на праве общей совместной собственности на основании договора передачи квартиры в собственность от "дата".
В период с "дата" по "дата" Овчинникова О.Н. была зарегистрирована по месту жительства по адресу "адрес", площадью 53,2 кв. м..
Как следует из справки о регистрации, выданной отделом вселения и регистрации граждан Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство "адрес"", административный истец в данной квартире зарегистрирована в качестве члена семьи собственника Овчинникова В.М. -внучки. Собственник квартиры Овчинников В.М. также имел регистрацию в данной квартире, снят с регистрационного учета "дата", в связи со смертью.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
В ходе рассмотрения дела Овчинникова О.Н. не ссылалась на вселение ее дедушкой Овчинниковым В.М. в "адрес", по иному основанию, нежели в качестве члена семьи собственника.
"дата" Овчинникова О.Н. зарегистрировала в данную квартиру свою несовершеннолетнюю дочь Давыдову С.Е, "дата" г.рожд..
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от "дата" с "дата" собственником "адрес" на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является Гарбузова Г.В, которая регистрацию в данном жилом помещении не имеет.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из системного толкования указанных норм следует, что право пользования жилым помещением членом семьи прежнего собственника при переходе права собственности к другому лицу зависит от волеизъявления нового собственника помещения, и может быть сохранено на неопределенный срок, в том числе, как членов своей семьи.
Как следует из справки о регистрации, основанием для снятия с регистрационного учета Овчинниковой О.Н. с несовершеннолетней дочерью Давыдовой С.Е. из "адрес" явилось волеизъявление данного лица, которое подало уведомление об изменении места жительства. Требований о выселении, признании утратившей право пользования Овчинниковой О.Н. собственником жилого помещения не предъявлялось. Доказательств занятия квартиры на основании какого-либо договора стороной административного истца в суд не представлялось.
В силу изложенного, Овчинникова О.Н. являлась членом семьи своего дедушки, имела право пользования квартирой 445 в "адрес", в том числе и после смены собственника квартиры, при этом уровень жилищной обеспеченности административного истца составлял 17,7 кв. м. (с учетом права пользования ее, несовершеннолетней дочери и собственника), то есть более учетной нормы, установленной Законом Санкт-Петербурга от "дата" N 407-65 (9 кв. м).
Несовершеннолетние дети административного истца Давыдова Н.Е, 2017 г.рожд, и Давыдов Т.Е,, 2015 г.рожд, до перерегистрации совместно с административным истцом по адресу: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, "адрес", были зарегистрированы в качестве проживающих по месту жительства совместно с отцом Давыдовым Е.А, с которым Овчинникова О.Н. состояла в зарегистрированном браке (брак расторгнут "дата"), в отдельной однокомнатной квартире, общей площадью 30,5 кв.м..
Пункт 3 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации допускает возможность отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 этого же Кодекса срок.
В соответствии со статьей 53 ЖК Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.
Снятие Овчинниковой О.Н. с регистрационного учета по адресу "адрес" и вселение в "адрес", общей площадью 56,16 кв. м, в которой уровень жилищной обеспеченности проживающих составляет 7,02 (56.16/8) обоснованно расценены судом как действия, направленные на ухудшение жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Довод административного истца, что перерегистрация в "адрес" не является действиями, направленными на ухудшение жилищных условий, поскольку данное обстоятельство не упомянуто в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", несостоятелен. Пункт 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", на который ссылается истец, определяет критерии признания действий повлекшими ухудшение жилищных условий только в целях указанного Закона, нормы которого не применимы к спорным правоотношениям, поскольку касаются предоставления иных мер социальной поддержки со стороны органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в сфере жилищных правоотношений.
Закон Санкт-Петербурга от "дата" N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в соответствии с которым жилая площадь предоставляется гражданам бесплатно по договорам социального найма, не содержит норм, в силу которых перегистрация в жилое помещение, в котором на каждого проживающего приходится менее учетной нормы, не признается действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Относительно ссылки в административном иске о фактическом вселении административного истца с детьми в "адрес", более пяти лет назад, а действия по снятию с регистрационного учета по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" обусловленными приведением в соответствие места регистрации с местом фактического проживания, следует отметить следующее.
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган:
заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;
документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;
документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;
документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;
документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями;
документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга);
документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга);
документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и(или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения);
документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);
документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных в абзацах третьем - девятом пункта 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Абзац 8 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 4 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в городах являются органы внутренних дел.
Согласно статье 6 названного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга, являясь органом исполнительной власти, компетентным в принятии решений о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вправе принимать решение по заявлению о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании надлежащих документов, подтверждающих, в том числе место жительства гражданина. Исходя из вышеприведенных норм, к документам, подтверждающим место жительства, относятся данные уполномоченных органов о регистрации гражданина, претендующего состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, административный ответчик не вправе устанавливать факт проживания гражданина в иному адресу, отличному от указанного в официальных документах адреса регистрации гражданина.
С учетом изложенного, представленные Овчинниковой О.Н. в суд справки из Детского поликлинического отделения N... СПБ ГБУЗ "Детский городской поликлиники N... " от "дата", справка из ГБДОУ Детский сад N... от "дата", не могут влиять на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Кроме того, как следует из описи сдаваемых документов к заявлению Овчинниковой О.Н. о постановке на учет, данные документы не представлялись административным истцом в администрацию, в связи с чем не подлежали оценке административным ответчиком при принятии оспариваемого решения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение в соответствии с требованиями материального права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.