Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2364/2018 по апелляционной жалобе Горохова В. В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2018 года, принятое по административному исковому заявлению Горохова В. В. к Главному управлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца, представителя административного ответчика Мануиловой А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горохов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу), в котором просил признать недействительным решение единой жилищной комиссии от "дата" N... (пункт 4) в части постановки Горохова В. В. и Гороховой О. В. на учет с "дата" для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что "дата" подал рапорт в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу для рассмотрении вопроса о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищной комиссии от "дата" он был принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения совместно с проживающим с ним членом семьи (дочерью) с "дата". По результатам проверки единой жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от "дата" было принято решение об изменении очередности постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с датой приложенных к рапорту документов - с "дата". Административный истец полагает, что данное решение не соответствует Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369, которыми единой жилищной комиссии не предоставлено право на изменение даты постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2018 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Горохов В.В. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Административный истец в заседание суда апелляционной инстанции явился, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика Мануилова А.С. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, полагала решение суда законным и обоснованным, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Горохов В.В. проходил службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России с "дата" по "дата".
С "дата" административный истец совместно с несовершеннолетней дочерью Гороховой О. В, "дата" года рождения, зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, "адрес", по адресу 346 Спасательного центра.
"дата" Горохов В.В. обратился в Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу с рапортом о постановке его совместно с дочерью Гороховой О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Исходя из перечня приложений к рапорту, в дату обращения ( "дата") административным истцом не были представлены документы в отношении члена семьи - дочери Гороховой О.В, а именно, свидетельство о рождении, сведения о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав несовершеннолетней на объекты недвижимого имущества.
Согласно отметке на справке о приеме от сотрудника документов, свидетельство о рождении Гороховой О.В. и выписка из ЕГРП от "дата" в отношении Гороховой О.В. были представлены Гороховым В.В. позднее даты обращения с рапортом о постановке на учет.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" Горохов В.В. совместно с дочерью Гороховой О.В. на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с "дата" (п.1.4 протокола от "дата" N... ).
На основании распоряжения МЧС России от "дата" N... -км "О командировании сотрудников МЧС России" и Программы проверки деятельности жилищных комиссий территориальных органов МЧС России, образовательных организаций высшего образования МЧС России, Специального управления федеральной противопожарной службы N... МЧС России по вопросам предоставления сотрудникам ФПС ГПС, военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим МЧС России финансовых средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета (единовременной социальной выплаты, субсидии, единовременной субсидии) для приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденной заместителем Министра С.А.Кададовым от "дата" в период с 04 по "дата" проведена проверка деятельности жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" N.., заявления сотрудников Главного управления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты принимались к рассмотрению без полного комплекта требуемых документов, в частности, Горохов В.В. - дата подачи заявления "дата", выписка из ЕГРП на Горохову О.В. от "дата".
Актом проверки от "дата" предложено: рассмотреть на заседании единой жилищной комиссии Главного управления указанные недостатки и принять меры по их устранению; провести проверку всех учетных дел и доработать в случае выявления неактуальной информации; о проделанной работе до "дата" представить информацию в адрес Департамента гражданской защиты МЧС России по каждому из указанных в акте недостатков.
Вопрос об устранении недостатков, указанных в акте проверки от "дата", рассмотрен на заседании единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставление им жилых помещений (социальных выплат) от "дата". Решением комиссии от "дата" внесены изменения в решение жилищной комиссии от "дата" (протокол от "дата" N... ) - постановлено считать Горохова В.В. принятым на учет с "дата".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для постановки Горохова В.В. с несовершеннолетней дочерью на учет с "дата", поскольку полный пакет документов, необходимый для решения вопроса о постановке на соответствующий учет, был предоставлен им "дата".
Судебная коллегия считает возможным с данным выводом суда согласиться.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от "дата" N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от "дата" N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений противопожарной службы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, к числу которых относятся, а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункта 7 Правил комиссия принимает решение на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам МЧС России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом, по состоянию на "дата" административным истцом не был представлен полный комплект документов, необходимый для постановки на соответствующий учет, а именно не было представлено свидетельство о рождении дочери, не были представлены документы подтверждающие наличие (отсутствие) у члена семьи (дочери) прав на объекты недвижимости на территории Российской Федерации, что подтверждается рапортом Горохова В.В, с указанием прилагаемых к нему документов и описью учетного дела. Данные документы были предоставлены не ранее "дата", исходя из даты уведомления об отсутствии в ЕГРП зарегистрированных прав на недвижимое имущество Гороховой О.В. от "дата".
Сам по себе факт подачи рапорта о постановке на учет административного истца и членов семьи "дата", в отсутствие полного комплекта документов, установленного в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не является основанием для положительного решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Довод административного истца о возможности постановки его одного на учет с "дата", поскольку в отношении него документы были представлены, не соответствует его волеизъявлению, содержащемуся в рапорте о постановке на учет, в котором содержится просьба о постановке на учет в составе семьи из двух человек (он, дочь), и не основан на положениях пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, предусматривающих обязательность предоставления сотрудником свидетельств о рождении детей, а также документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного иска.
Вопреки утверждению административного истца оспариваемое решение не носит произвольный характер, обусловлено необходимостью устранения нарушений, допущенных при первоначальной постановке Горохова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты. Решение не противоречит указанным административным истцом правовым нормам и не нарушает его прав состоять на соответствующем учете.
При таких обстоятельствах, когда решение принято уполномоченным органом в порядке самоконтроля в целях соблюдения положений законодательства и не противоречит нормативным правовым актам, административное исковое заявление Горохова В.В. удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.