Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2019 года апелляционную жалобу Семеновой О. В. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 октября 2018 года по административному делу N2а-3867/2018 по административному исковому заявлению Семеновой О. В. к Федеральному государственной бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" о признании незаконными решений,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца Семеновой О.В. и её представителя Макеевой Н.А, также представляющей интересы заинтересованных лиц Семеновой К.В, Семеновой Е.В, настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителя административного ответчика и заинтересованного лица ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Кропачева М.Н. - Павлишиной Н.В, находившую решение суда законным и обоснованным, изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Семенова О.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решения от 20 июня 2018 года и от 9 августа 2018 года Комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", принимающей решение о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений, отнесённых к жилищному фонду социального использования.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просила обязать административного ответчика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" поставить на учёт граждан, которым жилое помещение может предоставляться по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, принадлежащих на праве оперативного управления Федеральному государственной бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-петербургский государственный университет", которые в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации отнесены к жилищному фонду социального использования: Семенову О.В, 1973 года рождения, и её дочерей Семенову Е.В, 1992 года рождения, Семенову К.В, 1998 года рождения.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что 27 сентября 2017 года административный истец обратилась с заявлением о заключении договора социального найма жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации к ректору Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет". Данные документы поступили на рассмотрение Комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее Комиссия). 1 ноября 2017 года истец уведомлена, что Комиссия рассмотрела заявление, приняла решение об постановке истца и её детей на учёт, в соответствии с которым жилое помещение может предоставляться по договору социального найма. Письмом от 22 января 2018 года административного истца проинформировали о том, что ответ от "дата" является ошибочным, а рассмотрение её заявления от 27 сентября 2017 года приостановлено до разрешения судебного спора по гражданскому делу N2-162/2018, возбуждённому в Петродворцовом районном суде Санкт-Петербурга. 29 января 2018 года Семеновой О.В. подана жалоба на данное решение, ответ на которую дан 21 февраля 2018 года. На заседании Комиссии 20 июня 2018 года принято решение об отказе в рассмотрении заявления истца от 27 сентября 2017 года на основании пунктов 3.4.2, 3.4.3 Положения о Комиссии. Семеновой О.В. подана 17 июля 2017 года жалоба на указанное решение, в письменном ответе от 9 августа 2018 года на которую истцу сообщено об устранении технической ошибки в решении от 20 июня 2018 года.
Решением Комиссии от 9 августа 2018 года N... истцу отказано в постановке на учёт граждан, которым жилое помещение может предоставляться по договору социального найма на основании положения о Комиссии со ссылкой на пункт 3.4.2 (предоставление недостоверных сведений и документов), пункт 3.4.3 (совершение действия (развод с Семеновым В.П.), приведшему к лишению её права на проживание в квартире).
По мнению административного истца, решения Комиссии от "дата" и от "дата" являются незаконными, поскольку истец и её дочери были признаны согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и поставлены на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге "дата" администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга. Истец ссылается, что развод с Семеновым В.П. никак не мог привести к лишению её права на проживание в квартире мужа, поскольку она никогда не имела такого права; с 2006 года в связи с наличием конфликтных отношений между истцом и Семеновым В.П. заключён брачный договор, по которому истец отказалась от каких-либо правопритязаний на квартиру.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Семеновой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Семенова О.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица Семенова К.В, Семенова Е.В, ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Кропачев Н.М. не явились, извещёны о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
В этой связи судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса, что также не противоречит положениям частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, изучив материалы настоящего административного дела, выслушав объяснения административного истца Семеновой О.В. и её представителя Макеевой Н.А, также представляющей интересы заинтересованных лиц Семеновой К.В, Семеновой Е.В, представителя административного ответчика и заинтересованного лица ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Кропачева М.Н. - Павлишиной Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 27 сентября 2017 года истец обратилась с заявлением о заключении договора социального найма жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации к ректору Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет".
В ответе от 1 ноября 2017 года N... за подписью начальника юридического управления истец уведомлена, что Комиссия рассмотрела заявление, приняла решение о постановке истца и её детей на учёт, в соответствии с которым жилое помещение может предоставляться по договору социального найма.
Письмом от 22 января 2018 года N... ответчик проинформировал истца о том, что ответ от 1 ноября 2017 года был направлен ошибочно; надлежит считать указанный ответ недействительным. Также указано на приостановление рассмотрения заявления истца от 27 сентября 2017 года до разрешения судебного спора по гражданскому делу N2-162/2018, возбуждённому в Петродворцовом районном суде Санкт-Петербурга.
В подтверждение данному обстоятельству представлен протокол заседания Комиссии от 17 января 2018 года N.., из которого усматривается, что Комиссий принято решение о приостановлении рассмотрения заявления Семеновой О.В. Как утверждает административный ответчик, 1 ноября 2017 года и в иные даты со дня подачи заявления (27.09.2017) Комиссия решений по заявлению Семеновой О.В. не принимала. Доказательств опровергающих данное утверждение не представлено.
29 января 2018 года Семенова О.В. обратилась к ректору Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Кропачеву Н.М, в котором высказывала несогласие с решением Комиссии от 17 января 2018 г..
Ответ на указанную жалобу административному истцу дан за подписью проректора по экономическому развитию М.Н.Кудилинского 21 февраля 2018 года, из которого следует, что в Петродворцовом районном суде Санкт-Петербурга рассматривается исковое заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" о выселении истца и её семьи из общежития (дело N... ); до вступления решения суда по данному делу Комиссия не имеет возможности принять решение по существу заявления истца; после вступлении решения суда по делу N... заявление будет рассмотрено в кратчайшие сроки.
На заседании Комиссии 20 июня 2018 года, как следует из протокола N.., принято решение об отказе в рассмотрении заявления истца от 27 сентября 2017 года на основании пунктов 3.4.2, 3.4.3 Положения о Комиссии.
Из решения Комиссии от 9 августа 2018 года N... следует, что административному истцу отказано в постановке на учёт граждан, которым жилое помещение может предоставляться по договору социального найма на основании положения о Комиссии со ссылкой на пункт 3.4.2 (предоставление недостоверных сведений и документов), пункт 3.4.3 (совершения действия (развод с Семеновым В.П.), приведшему к лишению её права на проживание в квартире).
В ответе от 9 августа 2018 года N... административный ответчик сообщил административному истцу об устранении технической ошибки в решении от 20 июня 2018 года путем принятия вышеуказанного решения от 9 августа 2018 года.
Особенности правового положения ведущих классических университетов Российской Федерации - федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейших образовательных организаций высшего образования страны, имеющих огромное значение для развития российского общества определены в Федеральном законе от 10 ноября 2009 года N259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" (далее Федеральный закон от 10 ноября 2019 года N259-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N259-ФЗ Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе предоставлять по договорам социального найма принадлежащие им на праве оперативного управления жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации. Категории граждан, которым предоставляются указанные жилые помещения, основания признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок предоставления указанных жилых помещений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N... утверждены Правила предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, принадлежащих на праве оперативного управления федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее Правила).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они устанавливают порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, принадлежащих на праве оперативного управления федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", которые в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации отнесены к жилищному фонду социального использования, следующим категориям граждан:
а) граждане, являющиеся работниками указанных учреждений, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) граждане, постоянно проживающие в помещениях, принадлежащих на праве оперативного управления указанным учреждениям и не отнесенных к жилищному фонду социального использования, в которые эти граждане вселились на основании ордеров или обменных ордеров, выданных до 28 февраля 2005 г. в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Согласно пункту 2 Правил, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению соответствующих комиссий, образуемых в учреждениях приказами руководителей этих учреждений в целях обеспечения жилыми помещениями указанных в пункте 1 настоящих Правил категорий граждан (далее - комиссия). Руководителями этих учреждений также утверждаются положения о комиссиях и определяются их составы.
Из пункта 3 Правил следует, что граждане, относящиеся к одной или одновременно к обеим категориям, указанным в пункте 1 настоящих Правил, и желающие реализовать право на предоставление им жилого помещения по договорам социального найма, подают в комиссию заявление о предоставлении жилого помещения.
Документы, прилагаемые к заявлению, перечислены в пункте 4 Правил. Так, к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность заявителя (копия паспорта или документа, его заменяющего);
б) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к соответствующей категории граждан, имеющих право на подачу заявления:
для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, представляется копия документа, подтверждающего их трудовые отношения с учреждением (копия трудовой книжки);
для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящих Правил, представляются копии документов, послуживших основанием для их вселения в помещения, принадлежащие на праве оперативного управления учреждениям и не отнесенные к жилищному фонду социального использования (копия ордера или обменного ордера, выданного до 28 февраля 2005 г. в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР);
в) документы, подтверждающие состав семьи заявителя (единый жилищный документ либо выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета, копия свидетельства о браке, копия свидетельства о рождении ребенка);
г) документы о правах заявителя и членов его семьи, учитываемых при постановке на учет заявителя, на имеющиеся у них жилые помещения;
д) копия документа, подтверждающего право заявителя на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что порядок приема заявлений от граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, постановки таких граждан на учет, ведения их учета и снятия их с учета, а также проведения проверки жилищных условий граждан, принятых на учет, определяется положением о комиссии.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет комиссией, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 8 Правил).
При определении общей площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма гражданам, принятым на учет комиссией, учитываются проживающие совместно с ними члены их семей, при этом к членам семьи гражданина относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи такого гражданина, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (пункт 11).
Согласно пункту 15 Правил, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Из пункта 16 Правил следует, что при постановке на учёт гражданина, а также при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к ухудшению жилищных условий.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что решение о постановке на учет, а также решение о предоставлении жилого помещения гражданину, совершившему действия, предусмотренные пунктом 16 настоящих Правил, принимаются комиссией не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Приказом и.о.ректора федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" от 13 апреля 2016 года N2847/1 утверждено Положение о Комиссии федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", принимающей решение о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений, отнесённых к жилищному фонду социального использования (далее Положение).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что оно устанавливает правовые основы деятельности Комиссии федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", принимающей решение о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений, отнесённых к жилищному фонду социального использования.
Согласно пункту 1.4 Положения, помещения жилищного фонда Российской Федерации, закрепленные за СПбГУ на праве оперативного управления и отнесенные к жилищному фонду социального использования, предоставляются по договорам социального найма:
1) гражданам, являющимся работниками СПбГУ, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) граждане, постоянно проживающим в помещениях, принадлежащих СПбГУ на праве оперативного управления и не отнесенных к жилищному фонду социального использования, в которые эти граждане вселились на основании ордеров или обменных ордеров, выданных до 28 февраля 2005 г. в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что к заявлению о предоставлении жилого помещения прилагаются копии следующих документов:
а) документ, удостоверяющий личность заявителя (копия паспорта или документа, его заменяющего);
б) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к соответствующей категории граждан, имеющих право на подачу заявления;
в) документы, подтверждающие состав семьи заявителя: единый жилищный документ либо выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета, копия свидетельства о браке, копия свидетельства о рождении ребенка;
г) документы о правах заявителя и членов его семьи, учитываемых при постановке на учет заявителя, на имеющиеся у них жилые помещения;
д) копия документа, подтверждающего право заявителя на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации).
По инициативе заявителя помимо документов, указанных в пункте 4 Правил, в комиссию могут быть представлены и иные документы, которые, по мнению заявителя, имеют существенное значение для принятия комиссией решения о постановке его на учёт.
Согласно пункту 3.2 Положения, с целью подготовки к рассмотрению заявления гражданина на заседании Комиссии председатель Комиссии обязан организовать проверку жилищных условий гражданина, подавшего заявление, а также предоставленных гражданином документов и иной информации.
Пунктом 3.4 Положения установлено, что основаниями для отказа в постановке гражданина на учет являются:
- отсутствие оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и правилами (подпункт 3.4.1);
- предоставление гражданином недостоверных сведений и документов (подпункт 3.4.2);
- совершение гражданином действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к ухудшению жилищных условий и вследствие которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемые по договорам социального найма, если со дня совершения таких действий до момента принятия решения о постановке на учет не истек 5-летний срок (пункт 3.4.3).
Приказом и.о. ректора федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" от 15 апреля 2016 года N... создана Комиссия, утвержден ее состав.
Согласно справке от 26 сентября 2017 года N.., выданной федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", истец работает диспетчером диспетчерской службы Управления главного инженера федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" с "дата".
Семенова О.В. зарегистрирована с "дата" по адресу: "адрес", общежитие, Петергоф, совместно с дочерьми Семеновой Е.В, Семенова К.В..
Как следует из справки, выданной "дата" администрацией "адрес" Санкт-Петербурга, Семенова О.В. в составе семьи из трех человек (она, две дочери) состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с "дата".
Семенов В.П, с которым Семенова О.В. состояла в браке с "дата", с "дата" постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес", п. "адрес".
Как следует из выписки из ЕГРН от "дата", указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Семенову В.П.; дата государственной регистрации "дата"; общая площадь квартиры составляет 57,7 кв.м..
Одним из оснований для отказа в постановке на учёт нуждающихся Семеновой О.В. послужило совершение истцом действий, которые привели к ухудшению жилищных условий и вследствие которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, если со дня совершения таких действий до момента принятия решения о постановке на учет не истек 5-летний срок.
Указывая данное основание, административный ответчик ссылался на расторжение административным истцом брака с Семеновым В.П, с которым брак был зарегистрирован с "дата", а также на заключение между указанными лицами брачного договора.
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между Семеновой О.В. и Семеновым В.П. расторгнут "дата".
При этом "дата" между Семеновой О.В. и Семеновым В.П. был заключен брачный договор, согласно которому был установлен правовой режим имущества, приобретенного указанными лицами во время брака, на период этого брака, а также в случае расторжения брака.
Согласно брачному договору, все движимое и недвижимое имущество, где бы оно ни находилось и в чем бы таковое не заключалось, приобретенные супругами во время совместного брака, признаются как в период брака, так и в случае его расторжения, собственностью того супруга, на чье имя они сделаны, приобретены и (или) зарегистрированы; все имущественные права супругов, приобретенные ими в период совместного брака, признаются, как в период брака, так и в случае его расторжения, собственностью того супруга, на чье имя они сделаны, приобретены и (или) зарегистрированы.
Также установлено, что квартира, находящаяся по адресу: "адрес", п. "адрес", которую супруги предполагают купить на имя Семенова В.П. на средства ипотечного кредита, предоставляемого ему КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО), по соглашению супругов, как в период совместного брака, так и в случае его расторжения признается личной собственностью Семенова В.П... В связи с изложенным, не требуется согласия Семеновой О.В. на приобретение и отчуждение указанной квартиры.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... Семенова О.В, Семенова Е.В, Семенова К.В, Семенов В.П. признаны утратившими право пользования жилым помещением в общежитии N... по адресу: Петергоф, "адрес",блок 1111 (111) со снятием Семеновой О.В, Семеновой К.В, Семеновой Е.В. с регистрационного учета по указанному адресу; Семенова О.В, Семенова Е.В, Семенова К.В, Семенов В.П. выселены из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; в удовлетворении встречного иска Семеновой О.В, Семеновой К.В, Семеновой Е.В, Семенова В.П. о признании права пользования жилым помещением отказано в полном объёме.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из данного решения суда следует, что по состоянию на дату его принятия семья Семеновых в составе четырех человек: Семенова О.В, Семенова К.В, Семенова Е.В, Семенов В.П. проживали совместно в жилом помещении в общежитии N... по адресу: Петергоф, "адрес",блок 1111 (111).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... оставлено без изменения, апелляционная жалоба Семеновой О.В, Семеновой К.В, Семеновой Е.В, Семенова В.П. без удовлетворения.
Данным судебным актом установлено, что с "дата" ответчику Семеновой О.В. предоставлено на основании договора найма N Н-16-348 специализированного жилого помещения в общежитии Студенческого городка Санкт-Петербургского государственного университета во временное пользование жилое помещение, по адресу: "адрес", блок 1111 (111), общежитие N... Студгородка СПбГУ; жилое помещение служебным не являлось, ордер на жилое помещение не выдавался; с Семеновой О.В. заключались краткосрочные (до одного года, а не на срок действия трудового договора) договоры коммерческого найма жилого помещения, с условиями которых она была согласна; последний договор коммерческого найма N Н-16-206 жилого помещения в общежитии N... Студгородка СПбГУ был заключен с Семеновой О.В. "дата" сроком по "дата".
Также установлено, что совместно с основным нанимателем Семеновой О.В. в жилое помещение по адресу: "адрес", блок 1111(111) вселились члены её семьи: Семенов В.П. (муж), Семенова Е.В. (дочь), Семенова К.В. (дочь).
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путём установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признаётся международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от "дата" N... -О-О, ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которое может привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершённые самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
В своём Определении от 22 декабря 2015 года N 2814-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьёй 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в подпункте "е" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору (часть 5 статьи 100, части 3, 4 статьи 67, статья 69 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Исходя из указанных положений закона бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживающие в жилом помещении, сохраняют право пользования им. К бывшим членам семьи нанимателя жилого помещения относятся лица, с которыми у нанимателя прекращены семейные отношения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным, прекращение ведения общего хозяйства.
В настоящем случае обстоятельства совместного проживания (в том числе и на дату подачи заявления истцом "дата") Семеновой О.В. с супругом (ныне уже бывшим) Семеновым В.П. подтверждены решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от "дата".
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены её прерогативами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от "дата" N... -П, Определении от "дата" N... -О, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
С учётом изложенного, поскольку в настоящем административном деле участвуют те же лица ( Семенова О.В, Семенова К.В, Семенова Е.В, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"), установленные вышеупомянутым решением от "дата" обстоятельства носят для настоящего дела преюдициальный характер, в связи с чем не подлежат оспариванию и повторному доказыванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.
При этом каких-либо доказательств фактического вселения Семенова В.П. в жилое помещение в общежитии в каком-либо ином качестве, а не как члена семьи, прекращения ведения совместного хозяйства в материалы дела не представлено. Напротив установлено, что фактические брачные отношения не прекращались (в том числе на дату обращения истца в Комиссию); в течение длительного времени Семенов В.П. проживал с нанимателем жилого помещения Семеновой О.В. одной семьей; истец вела с Семеновым В.П. общее хозяйство, совместно с нанимателем несла расходы по оплате занимаемого жилого помещения.
Судебная коллегия не соглашается с доводом административного ответчика, что расторжение брака между супругами, в смысле положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации само по себе является ухудшением жилищных условий, поскольку при определении жилищной обеспеченности учету подлежит не факт расторжения брака, а факт ухудшения жилищных условий, тогда как в рассматриваемом случае расторжение брака не является ухудшением жилищных условий, поскольку какого-либо изменения жилищных условий семьи истца в результате данных действий не произошло. Заключение административным истцом брачного договора, которое может быть оценено как намеренное ухудшение жилищных условий, имело место за пределами сроков, установленных статьей 53 Жилищного кодекса РФ.
В этой связи, судебная коллегия признаёт правильным вывод суда первой инстанции о том, что Семенов В.П. на дату подачи Семеновой О.В. заявления являлся членом семьи нанимателя специализированного жилого помещения, предоставленного по договору найма с истекшим сроком действия, в связи с чем его жилищная обеспеченность при решении вопроса о постановке Семеновой О.В. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по смыслу положений статей 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежала учёту, так как определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Следовательно, по смыслу нормативного регулирования с его взаимосвязью с нормами Положения, регламентирующего правовые основы деятельности Комиссии по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, на гражданина при подаче заявления о предоставлении такого жилого помещения возлагается обязанность представить достоверные и достаточные документы не только о себе, но и о членах его семьи, с представлением документов, подтверждающих жилищную обеспеченность заявителей. Неисполнение данной обязанности влечёт отказ в постановке гражданина на учёт.
В данном случае, поскольку административным истцом не были предоставлены документы о жилищной обеспеченности Семенова В.П, который в настоящее время является бывшим супругом, однако на дату обращения истца в Комиссию ( "дата") супруги состояли в зарегистрированном браке и вели совместное хозяйство, то есть он являлся членом семьи Семеновой О.В.; то в силу действующего закона, Комиссией правомерно указано на наличие основания для отказа в постановке гражданина на учет ввиду предоставления Семеновой О.В. недостоверных сведений и документов.
Судебная коллегия учитывает, что из описи от 27 сентября 2018 года не усматривается предоставление истцом требуемых документов при обращении в Комиссию.
При таких данных отказ в принятии истца и её совершеннолетних детей на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, по такому основанию, как непредставление документов, подтверждающих наличие у Семенова В.П. жилых помещений, соответствует требованиям закона, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений административного ответчика незаконными.
То обстоятельство, что административный истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Петродворцового района, как правильно указал суд в решении, на законность оспариваемых решений не влияет.
Доводы апелляционной жалобы Семеновой О.В. фактически сводятся к оспариванию основания для отказа в постановке на учет по мотиву ухудшения ею жилищных условий, однако не свидетельствует, исходя из установленных по делу обстоятельств, об отсутствии оснований для принятия оспариваемых решений исходя из положений п.3.4.2 Положения (предоставление недостоверных сведений), в связи с чем решение суда первой инстанции, правильно принятое по существу, не подлежит отмене. Следовательно, оценка доводов административного истца, изложенных в апелляционной жалобе, не может повлиять на правильность вынесенного решения и являться основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 9 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.