Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ивановой Ю.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2019 года апелляционную жалобу администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года по административному делу N 2а-5691/2018 по административному исковому заявлению Исхакова И. И, Исхаковой З. В, Исхаковой Д. И, Исхакова Р. И. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административных истцов - Карачевцевой Е.С, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Исхаков И.И, Исхакова З.В, Исхакова Д.И, Исхаков Р.И. обратились в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р в части снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях; обязать администрацию Калининского района Санкт-Петербурга устранить нарушение прав административных истцов путем восстановления на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением прежней даты постановки на учет административных ответчиков.
В обоснование требований административного иска административные истцы указали, что состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации Калининского района Санкт-Петербурга с "дата". На основании распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от "дата" N... -р административным истцам было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования. Из письма администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... административные истцы узнали, что были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р, в связи с предоставлением жилья жилищного фонда коммерческого использования. Административные истцы считают, что данное распоряжение в части снятия их с учета является незаконным и необоснованным, поскольку по норме предоставления отдельной квартирой по договору социального найма они не обеспечены, соответственно снятию с учета не подлежат.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" требования административного иска удовлетворены: признано незаконным распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Исхакова И.И, Исхаковой З.В, Исхаковой Д.И, Исхакова Р.И.; на административного ответчика возложена обязанность восстановить административных истцов на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты первичной постановки; в пользу Исхакова И.И, Исхаковой З.В, Исхаковой Д.И, Исхакова Р.И. с администрации Калининского района Санкт-Петербурга судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции административные истцы, представитель административного ответчика не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административных истцов, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Исхаков И.И. с "дата" был зарегистрирован и проживал в общежитии по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". В этом же общежитии были зарегистированы члены его семьи: Исхакова З.В.(супруга) с "дата", Исхаков И.И. (сын) с "дата", Исхаков Р.И. (сын) с "дата", Исхакова Д.И. (дочь) с "дата".
Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от "дата" N... -ра указанное общежитие включено в государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга в качестве жилого дома, предназначенного для постоянного проживания.
Исхакову И.И. на семью, состоящую из 5 человек (он, жена, два сын, дочь), ТУ Калининского района Санкт-Петербурга "дата" был выдан ордер серии АВ 853206 на право занятия жилого помещение - комнаты площадью 11,80 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: "адрес".
На основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан N... от "дата" административные истцы являются собственниками долей ( Исхаковы И.И, И.И, З.В. по 2/136 доли, Исхаковы Р.И, Д.И, - по 3/136 доли) в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру.
"дата" Исхаков И.И, Исхакова З.В, Исхакова Д.И, Исхаков Р.И. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; номер учетного дела N...
На основании распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от "дата" N... -р между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" и Исхаковой З.В. "дата" был заключен договор найма жилого помещения фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга N... на отдельную квартиру общей площадью 81 кв.м, жилой площадью 51,7 кв.м. по адресу: "адрес", согласно условиям которого данное помещение предоставляется за плату во временное владение и пользование для проживания нанимателя. В качестве членов семьи Исхаковой З.В. в договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга включены члены ее семьи: Исхаков И.И. (супруг), Исхаков Р.И. (сын), Исхакова Д.И. (дочь). Срок действия договора - 5 лет (по "дата")
Согласно справке о регистрации (форма 9) административные истцы зарегистрированы в "адрес" в Санкт-Петербурге с "дата" по настоящее время на основании вышеуказанного договора найма жилого помещения фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга.
Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга N... -р от "дата" административные истцы Исхаков И.И, Исхакова З.В, Исхакова Д.И, Исхаков Р.И. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с предоставлением жилой площади (предоставление жилья жилищного фонда коммерческого использования).
Удовлетворяя административный иск и признавая незаконным распоряжение администрации о снятии административных истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что гражданам были предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, на условиях срочного пользования, что не тождественно основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, равно как и иным основаниям, предусмотренным данной статьей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года установлены ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, поставленные до 01 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, подлежат снятию с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.В силу п. 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 квадратных метров на человека.
Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно согласно данной норме при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (определение от 18 января 2005 года N 7-О).
На основании приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ судебная коллегия полагает, что с учетом принципа равенства административные истцы, не обеспеченные по норме предоставления 18 кв.м. (общая площадь в "адрес", приходящаяся на каждого члена семьи административных истцов составляет 3.7 кв.м. (214,2/135.5*11.8/5), не подлежат снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
То обстоятельство, что "дата" Исхаков И.И, Исхакова З.В, действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей Исхаковой Д.И. и Исхакова Р.И, обратились в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлениями о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, правильно не отнесено судом первой инстанции к основаниям, указанным в п.1 ч.1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.
О том, что данные заявления Исхакова И.И. и Исхаковой З.В. не расценивались администрацией Калининского района Санкт-Петербурга в качестве самостоятельного основания для снятия административных истцов с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма свидетельствует содержание оспариваемого распоряжения администрации N... -р от "дата", из которой следует, что административные истцы были сняты с учета в связи с предоставлением жилых помещений (предоставление жилья жилищного фонда коммерческого использования), а не как граждане, подавшие заявления о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что именно заявления административных истцов Исхакова И.И. и Исхаковой З.В. о снятии их с несовершеннолетними детьми Исхаковым Р.И. и Исхаковой Д.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях явились основанием для вынесения оспариваемого распоряжения, судебная коллегия признает несостоятельным.
Административные истцы также не относятся к лицам, подлежащим снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с п.4 ч.1 ст. 56 ЖК Российской Федерации (получение гражданином в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения) по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
Статьей 9 приведенного Закона Санкт-Петербурга установлено, что учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - жилищный учет) ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии (ч.1 ст.9).
Жилищный учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на данный вид учета не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.3 ст.9).
Таким образом, законодателем разграничены понятия жилищного учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий и учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" в качестве одной из форм содействия в улучшении жилищных условий предусмотрено предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2007 года N 125-27 "О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга" жилые помещения коммерческого использования по договорам найма предоставляются во временное владение и пользование за плату для проживания гражданам следующих категорий:
гражданам, являющимся совместно проживающими в жилых помещениях членами семьи (супруг, супруга, их дети, в том числе совершеннолетние дети, родители, внуки и иные члены семьи) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - граждане, состоящие на учете).
Жилые помещения коммерческого использования в период действия договора найма не подлежат отчуждению, обмену, передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору, за исключением продажи таких жилых помещений на условиях и в порядке, установленных Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга".
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что административным истцам было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в связи с чем у административного ответчика появилось право снять граждан с учета, в отличие от таких форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, как получение гражданином от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, поступающих в собственность гражданина, жилое помещение коммерческого использования предоставляется гражданам временно. В связи с этим до его выкупа гражданином (в случае одобрения такого заявления гражданина уполномоченным органом) сам факт временного предоставления гражданину жилого помещения коммерческого использования не может расцениваться в качестве основания, указанного в п.4 ч.1 ст.56 ЖК Российской Федерации, для снятия с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о незаконности распоряжения администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... -р от "дата" о снятии Исхакова И.И, Исхаковой З.В, Исхаковой Д.И, Исхакова Р.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правильным.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и правильно применил к рассматриваемым правоотношениям нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.