Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ивановой Ю.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2019 года административное дело N 2а-1944/2018 по апелляционной жалобе Лабутина Н. Н.ча на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области к Лабутину Н. Н.чу о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца - Суравицкой Т.Ф, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Ленинградской области (далее - МИФНС России N 8 по ЛО) обратилась в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Лабутина Н.Н. недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2016 год в размере 8456101 руб, пени в размере 41575,83 руб, а всего 8497676,83 руб.
В обоснование требований административного иска административный истец указал, что Лабутин Н.Н. является владельцем земельных участков. Налоговым органом исчислен земельный налог за 2016 год в размере 8456101 руб, налогоплательщику было направлено уведомление об уплате земельного налога, которое налогоплательщиком в установленном законом сроки исполнено не было. Административным истцом начислены пени за неуплату земельного налога в установленные законом сроки в размере 41575,83 руб, Лабутину Н.Н. направлено соответствующее требование, на которое административный ответчик не отреагировал. Выданный на основании заявления налогового органа судебный приказ о взыскании недоимки по налогу и пени, отменен определением мирового судьи от "дата" по заявлению административного ответчика.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2018 года требования административного иска удовлетворены: с Лабутина Н.Н, "дата" года рождения, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", взыскана недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 8456101 руб, пени по земельному налогу в размере 41575,83 руб, а всего 8497676,83 руб.; с Лабутина Н.Н. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 50688,38 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить в части взысканной суммы пеней, уменьшить их размер.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации)
Согласно части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, при этом налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03 сентября 2010 года N ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой. Указанные сведения предоставляются до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пунктам 2, 4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Согласно п.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из материалов дела, Лабутин Н.Н. в 2016 году являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", кадастровый N... ; "адрес", нп Офицерское Село, кадастровый N... ; "адрес", "Офицерское Село", кадастровый N... ; "адрес", кадастровый N...
Лабутину Н.Н. "дата" направлено налоговое уведомление 45971449 от "дата" об уплате земельного налога за 2016 год в размере 8456101 руб. с указанием срока уплаты до "дата", что подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика.
В срок для добровольного исполнения обязательства по уплате налога административным ответчиком оплата не произведена, в связи с чем "дата" ему направлено требование N... по состоянию на "дата", в соответствии с которым административный ответчик обязан в срок до "дата" оплатить налог и пени за несвоевременную уплату налога; факт направления требования подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика.
Определением мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от "дата" отменен судебный приказ N... а-182/18-199, в связи с поступившими от представителя Лабутина Н.Н. возражениями. МИФНС России N... по ЛО предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пеням в порядке административного судопроизводства.
Удовлетворяя иск налоговой инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что недоимка по земельному налогу за 2016 год до настоящего времени административным ответчиком не погашена, налоговый орган правильно определилразмер подлежащего уплате земельного налога за 2016 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения, действующих налоговых ставок.
Исследуя возражения административного ответчика в части расчета суммы налога, суд первой инстанции верно указал, что земельные участки с кадастровыми номерами N N.., 47:07:7-13-001:298, 47:07:7-13-001:262, 47:07:7-13-001:257, 47:07:7130016316, выбывшие из собственности Лабутина Н.Н, не указаны в требовании об уплате налога от "дата" N... и в настоящем административном иске.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 8456101 руб. и пени по земельному налогу в размере 41575,83 руб.
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для снижения суммы пеней на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия отклоняет исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена возможность применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации к положениям об уплате пеней, начисленных на недоимку по налоговым платежам. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан Гражданским кодексом Российской Федерации. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 202-О. В связи с этим уменьшение размера подлежащей взысканию задолженности по налогам, пени и штрафным санкциям со ссылкой на положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит действующему налоговому законодательству.
При таких обстоятельствах, довод административного ответчика о необходимости уменьшения пени на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Возражений относительно правомерности начисления пеней и их размера административным ответчиком не заявлено.
Срок обращения налогового органа в суд с административным иском, предусмотренный ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.286 КАС РФ, судом проверен и обоснованно признан не пропущенным.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на представленных сторонами доказательствах, решение постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Лабутина Н.Н, основанным на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.