Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ивановой Ю.В, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 апреля 2019 года апелляционную жалобу Дмитриева С. В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2018 года по административному делу N 2а-2137/2018 по административному исковому заявлению Дмитриева С. В. к Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца - Титковой Д.А, представителя административного ответчика - Николашкиной О.В, представителя заинтересованного лица Данковской Г.Ю. - Медведевой М.А, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Дмитриев С.В. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика по снятию Дмитриевой О.С. ( "дата" года рождения), Дмитриевой А.С. ( "дата" года рождения), Дмитриевой Ю.С ( "дата" года рождения) с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"; обязать административного ответчика восстановить Дмитриеву О.С. ( "дата" года рождения), Дмитриеву А.С. ( "дата" года рождения), Дмитриеву Ю.С ( "дата" года рождения) на регистрационном учете по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
В обоснование заявленных требований Дмитриев С.В. указал, что является отцом несовершеннолетних дочерей Дмитриевой О.С. ( "дата" года рождения), Дмитриевой А.С. ( "дата" года рождения), Дмитриевой Ю.С ( "дата" года рождения), которые проживали и были зарегистрированы совместно с ним по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Как указывает административный истец, официально брачные отношения между ним и матерью детей Данковской Г.Ю. зарегистрированы не были; начиная с июля 2017 года они вместе не проживают, совместного хозяйства не ведут. Старшая дочь Дмитриева О.С. ( "дата" года рождения) постоянно проживает с административным истцом, две другие дочери живут периодически у административного истца и периодически у матери. В ходе рассмотрения гражданского дела N... Петродворцовым районным судом Санкт-Петербурга административному истцу стало известно о том, что Данковская Г.Ю. без его согласия подала документы по снятию несовершеннолетних детей с регистрационного учета по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", и просила поставить на регистрационный учет по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Действия по снятию несовершеннолетних детей с регистрационного учета и постановке на регистрационный учет по новому адресу административным ответчиком были произведены без получения согласия отца несовершеннолетних детей, чем нарушены права как административного истца, так и его несовершеннолетних детей.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Дмитриев С.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Заинтересованное лицо Данковская Г.Ю, представитель заинтересованного лица ГКУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", административный истец Дмитриев С.В. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, административный истец и заинтересованное лицо Данковская Г.Ю, направили в суд своих представителей, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, исследовав гражданское дело N 2-449/2018, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия совершены административным ответчиком при наличии предусмотренных законом оснований, прав административного истца не нарушают.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции считает возможным согласиться.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
На основании статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно абз. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.
Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила), Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 (далее - Административный регламент).
Пунктом 16 указанных Правил определено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно пункту 18 Правил, органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
В случае поступления документов в порядке, предусмотренном абзацем восьмым пункта 16 настоящих Правил, отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производится в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 28 Правил, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно пп. "а" п. 31 Правил снятие с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.
В соответствии с п. 36 Административного регламента, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в течение трех календарных дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина.
Согласно п. 48 Административного регламента, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.
Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.
Пунктом 49 Административного регламента установлено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства); письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
В соответствии с п. 50 Административного регламента, при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста; паспорта законных представителей; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).
Как предусмотрено п. 54 Административного регламента, для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет: заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания; паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста).
Из материалов дела следует, что Дмитриев С.В. является собственником "адрес" корпус 2 по "адрес" в "адрес" с "дата". Совместно с ним также с "дата" были зарегистрированы трое его несовершеннолетних дочерей: Дмитриева А.С, "дата" года рождения; Дмитриева О.С, "дата" года рождения; Дмитриева Ю.С, "дата" года рождения, что подтверждается справкой о регистрации (формы 9) по состоянию на "дата".
Согласно справке о регистрации (формы 9) по состоянию на "дата" Дмитриева А.С, "дата" года рождения; Дмитриева О.С, "дата" года рождения; Дмитриева Ю.С, "дата" года рождения, с "дата" зарегистрированы по адресу: "адрес", по месту жительства их матери - Данковской Г.Ю, зарегистрированной по данному адресу с "дата".
Согласно представленным административным ответчиком документам по запросу суда апелляционной инстанции, "дата" Данковская Г.Ю, как законный представитель несовершеннолетних детей, обратилась в орган регистрационного учета 1 отделения Отдела по "адрес" и "адрес" УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес" с заявлениями о регистрации своих несовершеннолетних детей - Дмитриевой А.С, "дата" года рождения; Дмитриевой О.С, "дата" года рождения; Дмитриевой Ю.С, "дата" года рождения, по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", приложив копии свидетельств о рождении детей, справку о регистрации (формы 9) на "адрес" в Санкт-Петербурге, объяснения на имя начальника Межрайонного отдела N... УФМС России по Санкт-Петербургу и "адрес", из которых следует, что она просит зарегистрировать несовершеннолетних детей по своему месту жительства без согласия отца детей, поскольку отец детей в воспитании не участвует, местонахождение его не известно, брак никогда не был зарегистрирован.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что Данковская Г.Ю. не лишена родительских прав в отношении Дмитриевой А.С, "дата" года рождения; Дмитриевой О.С, "дата" года рождения; Дмитриевой Ю.С, "дата" года рождения, а потому в силу ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации, являясь законным представителем несовершеннолетних детей, имела право обратиться в орган регистрационного учета с заявлениями о регистрации детей по месту своего жительства. При этом, устанавливая равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (глава 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), законодатель исходил из презумпции добросовестности и разумности родителей при осуществлении ими родительских прав, что, безусловно, не исключает вероятность отклонения родителей (одного из них) от предполагаемой модели поведения. В связи с этим законом предусмотрен специальный механизм защиты прав и интересов ребенка, субъектом которого орган регистрационного учета не является.
Частью 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии соглашения родителей о месте жительства ребенка спор разрешается судом. Право на возбуждение гражданского дела в суде по данному вопросу имеет один из родителей.
Конституционный Суд РФ в определении от 22.03.2011 N 385-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Беловой Екатерины Васильевны и Беловой Марины Михайловны на нарушение их конституционных прав подпунктом "а" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" указал, что согласно Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть вторая статьи 3); гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме (часть первая статьи 6).
По смыслу указанных законоположений, регистрация гражданина по новому месту жительства должна производиться в том случае, когда данный гражданин рассматривает место регистрации как место своего жительства и может находиться там на законных основаниях, в силу чего на уполномоченный орган, принимающий решение о снятии гражданина с регистрационного учета по прежнему месту жительства, не возлагается обязанность дополнительно проверять данные обстоятельства. Если же орган по регистрационному учету получил недостоверную информацию о факте регистрации гражданина по новому месту жительства либо гражданин был поставлен на регистрационный учет по новому месту жительства незаконно, то оспариваемое нормативное положение не препятствует отмене решения о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Учитывая ограниченные полномочия органа регистрационного учета по регистрации/снятию с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних детей, в том числе, отсутствие у органов миграционного контроля права на розыск второго родителя для получения его согласия на снятие/регистрацию ребенка по месту жительства, а также принимая во внимание установленную Семейным кодексом Российской Федерации обязанность каждого родителя на осуществление родительских прав в соответствии с правами и интересами детей, а также принимая во внимание, что регистрации по месту жительства по двум адреса невозможно, осуществив регистрацию несовершеннолетних на ином адресу на основании заявления их матери, административный ответчик обязан был принять решение о снятии их с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
В связи с этим, осуществив действия по снятию несовершеннолетних с регистрационного учета в прежнем месте жительства отца, административным ответчиком нарушений действующего законодательства и прав административного истца и его детей не допущено.
Судебная коллегия также находит правильными выводы суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В суде первой инстанции представитель административного истца сообщила, что о снятии детей с регистрационного учета административный истец узнал только в августе 2018 года во время устных переговоров со своим представителем Титковой Д.А, участвовавшим в рассмотрении в Петродворцовом районном суде Санкт-Петербурга гражданского дела N... по иску Дмитриева С.В. к Данковской Г.Ю. об определении места жительства детей и встречному иску.
Данные доводы обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими действительности, поскольку из материалов гражданского дела N... следует, что в судебном заседании "дата", в котором участвовал представитель административного истца Титкова Д.А, Данковской Г.Ю. был предъявлен встречный иск, в котором указано, что дети зарегистрированы вместе с нею, в подтверждение чего представлена справка о регистрации (формы 9) от "дата".
Кроме того, Дмитриев С.В. участвовал в судебном заседании по вышеуказанному гражданскому "дата", в котором его представитель Титков Н.А. с согласия своего доверителя представил отзыв на встречный иск Данковской Г.Ю..
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку административному истцу в лице его представителя "дата" было достоверно известно о факте снятия детей с регистрационного учета, течение срока обращения в суд с административным иском начинается с указанной даты.
Административное исковое заявление Дмитриевым С.В. было предъявлено в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга только "дата", то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
Поскольку Дмитриев С.В. не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им указанного срока, суд правомерно, в том числе, со ссылкой на ч.ч.6-8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.