Дата вступления в законную силу - 14 мая 2019 г.
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Долженко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Вектор" о признании недействующим пункта 610 приложения к приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Вектор" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 610 приложения к приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
В обоснование заявленных требований общество указало, что здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Павлова, д.14а, лит.А, имеющее кадастровый номер 78:07:0003170:3039, площадью 14 867,9 кв.м, принадлежащее ему на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку для размещения офисов используется менее 20 процентов общей площади здания.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований указывая на то, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, здание включено в названный Перечень на основании проведенного 28 августа 2014 года обследования, в установленный срок административный истец с заявлением о пересмотре результатов определения вида фактического использования спорного объекта не обращался. Доводы административного ответчика изложены в письменных возражениях (л.д. 97-98).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. В соответствии со статьей 1-1 названного регионального закона, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении зданий площадью свыше 3000 кв. м, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием которых в целях делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.61 Положения о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05 июня 2007 года N 640.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 января 2015 года N 5 "О мерах по совершенствованию управления городским имуществом и земельными ресурсами Санкт-Петербурга" Комитет по управлению городским имуществом реорганизован путем присоединения к нему Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и переименован в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержден оспариваемым Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 463, размещен на сайте Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 30 декабря 2014 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода (л.д. 100).
В пункт 610 Перечня включено здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Академика Павлова, д.14а, лит.А, имеющее кадастровый номер 78:07:0003170:3039, принадлежащее на праве собственности открытому акционерному обществу "Научно-исследовательский институт "Вектор" (л.д. 20, 105-106).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 на основании статьи 1-2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга проведено обследование здания, принадлежащего административному истцу, в целях определения его фактического использования, о чем составлен акт обследования объекта недвижимого имущества от 28 августа 2014 года N ФИ-З-7-13590, которым установлен вид фактического использования объекта - офис (л.д.107).
На основании указанного акта обследования спорное здание включено в пункт 610 Перечня.
Из материалов дела усматривается, что порядок определения вида фактического использования здания, принадлежащего обществу, нарушен.
Так, согласно пунктам 4, 5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в ходе проведения обследований объектов, указанных в Перечне, осуществляется фотосъемка и(или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и(или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении; КЗРиЗ определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, материалы фотофиксации, приложенные к акту обследования объекта от 28 августа 2014 года N ФИ-З-7-13590, отражая лишь виды здания с внешней стороны, не несут какой-либо информации о его фактическом использовании. Фотосъёмка каких-либо вывесок, имеющихся на зданиях, материалы которой могли бы свидетельствовать об использовании спорного объекта в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, в нарушение приведённых положений Порядка не произведена.
Кроме того, представитель административного ответчика не смог пояснить суду, обследовалось ли спорное здание внутри и по каким признакам определено фактическое использование более 20 процентов общей площади здания в качестве офиса.
Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что оригинал акта обследования объекта от 28 августа 2014 г. N ФИ-З-7-13590, содержащий подписи проводивших его лиц, не сохранился.
В тоже время в ходе судебного разбирательства административным истцом представлена справка о фактическом использовании помещений в спорном здании на момент проведения обследования, в соответствии с которой только 1 721,20 кв.м используется для размещение офисов, что составляет 11,58 процентов от общей площади здания (л.д.51-53).
Поскольку обследование внутри спорного здания не производилось, а акт обследования от 28 августа 2014 года N ФИ-З-7-13590 и приложенные к ним материалы фотофиксации фактическое использование здания в качестве офиса не подтверждают, иных доказательств фактического использования здания в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказано наличие оснований для включения здания в Перечень.
При таких обстоятельствах имеются основания для признания недействующим пункта 610 приложения к приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Вектор" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 610 приложения к приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Вектор" судебные расходы в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.