Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Муртазина А.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) Шакировой Р.М. на решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Сабирова Ф.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) о включении периода работы в специальный страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, Сабирова Ф.Р. период работы с 15 августа 2016 года по 13 февраля 2019 года в должности директора общеобразовательного учреждения - МБОУ "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) в пользу Сабирова Ф.Р. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Сабирова Ф.Р, возражавшего против удовлетворения жалобы представителя ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сабиров Ф.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) о возложении обязанности по включению периода работы в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что 14 февраля 2019 года в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет он подал в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ответчиком ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчик необоснованно не зачел период его работы с 15 августа 2016 года по 13 февраля 2019 года в должности директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан со ссылкой на подпункт "в" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. По мнению истца, данный отказ является необоснованным, поскольку осуществляемая им деятельность в качестве директора указанного образовательного учреждения связана с образовательным процессом. По изложенным основаниям, уточнив свои исковые требования, Сабиров Ф.Р. просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, возложив на ответчика обязанность по включению спорного периода в стаж на соответствующих видах работ.
Представитель ответчика иск не признал, полагая, что указанный выше период работы истца не был зачтен в его специальный стаж обоснованно.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением в части удовлетворения заявленных требований о включении в стаж педагогической деятельности истца спорного периода работы, просит его в этой части отменить как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении данных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что индивидуальные сведения в пенсионный орган были сданы работодателем без указания льготного кода.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Истец просил оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая при этом, что в принятии индивидуальных сведений с указанием льготного кода было отказано самим пенсионным органом со ссылкой на необоснованность их подачи.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Судом установлено и из материалов дела следует, что 14 февраля 2019 года Сабиров Ф.Р. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 27 февраля 2019 года N 06-14/784 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа, из которого был исключен период его работы с 15 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года в должности директора указанной выше общеобразовательной школы.
16 апреля 2019 года пенсионным органом вынесено новое решение - за N 1343/253616, которым истцу в назначении досрочной пенсии также было отказано со ссылкой на отсутствие у него требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 22 года 5 месяцев 9 дней. При этом приведенный выше спорный период работы истца с 15 августа 2016 года по 13 февраля 2019 года в должности директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в данный стаж истца ответчиком включен не был.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования в части включения в его специальный страховой стаж указанного выше спорного периода работы, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии для этого соответствующих правовых оснований, поскольку деятельность Сабирова Ф.Р. как директора названной общеобразовательной школы была связана с образовательным процессом.
Судебная коллегия, соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя ответчика несостоятельными по следующим основаниям.
Так, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации указанных законоположений Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление от 16 июля 2014 года N 665), в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В разделе "Наименование учреждений" указанного выше Списка в пункте 1.1 предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе общеобразовательные школы всех наименований, а в разделе "Наименование должностей" должности директора (начальника, заведующего).
Подпунктом "а" пункта 8 названных выше Правил установлено, что в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Таким образам, в соответствии с действующим правовым регулированием время работы в должности директора в общеобразовательной школе может быть зачтено в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение педагогическим работникам, при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в числе прочих, подлежит осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от 11 декабря 2012 года N 30.
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке истца, 15 августа 2016 года он был принят на работу в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа" Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан на должность директора, где работает по настоящее время.
Из имеющихся в материалах дела выписок из приказов указанного образовательного учреждения от 31 августа 2016 года N 101, от 31 августа 2017 года N 44 и от 29 августа 2018 года N 54 о назначении педагогической нагрузки, а также Распределений учебной нагрузки между учителями на 2016 - 2017, 2017 - 2018 и 2018 - 2019 учебные годы, утвержденных заместителем руководителя Исполнительного комитета по образованию Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, следует, что Сабиров Ф.Р, занимая должность директора, одновременно осуществлял в этом же учреждении преподавательскую работу в период 2016 - 2017 и 2017 - 2018 учебных годов в общем объеме по 7 часов в неделю, в 2018 - 2019 учебном году - 10 часов в неделю.
Таким образом, из представленных в деле документов следует, что в спорный период истец работал в должности директора образовательного учреждения, а также осуществлял ведение преподавательской работы не менее 6 часов в неделю. Следовательно, требование, установленное подпунктом "а" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в рассматриваемом случае было выполнено.
Отказывая истцу во включении в стаж педагогической деятельности периода его работы с 15 августа 2016 года по 13 февраля 2019 года в должности директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, пенсионный орган сослался на подпункт "в" пункта 8 вышеназванных Правил, согласно которому в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 года.
Действительно, постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от 30 апреля 2015 года N 407 "О реорганизации муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Нурлатского муниципального района Республики Татарстан" принято решение о реорганизации в срок до 1 июля 2015 года муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 20 с. Кичкальня Нурлатского муниципального района Республики Татарстан" путем присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа".
Между тем, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, согласно уставу названной общеобразовательной школы в редакции от 30 апреля 2015 года предметом ее деятельности является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования (пункт 2.1); учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующим основным общеобразовательным программам: образовательная программа начального общего образования, образовательная программа основного общего образования. Реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, реализация по дополнительным образовательным программа, дополнительное образование детей и взрослых отнесены к неосновной цели деятельности учреждения (пункт 2.3). В последующем на основании постановления Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан от 30 августа 2018 года N 601 с 1 сентября 2018 года деятельность дошкольной группы была прекращена.
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кичкальнинская основная общеобразовательная школа" Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в редакции от 30 января 2019 года деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, дополнительная образовательная программа, дополнительное образование детей и взрослых также отнесены к неосновной цели деятельности (пункт 2.3).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об осуществлении истцом в спорный период трудовой деятельности в общеобразовательном учреждении - в общеобразовательной школе, которая подлежит включению в педагогический стаж с применением положений подпункта "а" пункта 8 названных выше Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что индивидуальные сведения за спорный период работы истца после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования были представлены работодателем без указания кода особых условий труда не могут повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку осуществление Сабировым Ф.Р. педагогической деятельности в оспариваемый ответчиком период времени подтверждено совокупностью представленных в деле письменных доказательств и ответчиком не оспаривается.
В остальной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) Шакировой Р.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.