Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В, Муртазина А.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Курбановой Татьяны Ивановны на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2019 года, которым постановлено:
иск Курбановой Т.И. удовлетворить частично.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность:
включить в специальный страховой стаж Курбановой Татьяны Ивановны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении исходя из расчета 1 год за 1 год и 3 месяцев, с 25 июля 1987 года по 30 мая 1988 года, с 20 июля 1988 года по 25 мая 1989 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж Курбановой Татьяны Ивановны периодов работы в календарном исчислении с 3 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года, с 1 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года в должности сестры милосердия Татарского Республиканского комитета общества Красного Креста, периоды работы в календарном исчислении с 1 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, с 8 августа 1996 года по 31 августа 1996 года в должности медсестры городской больницы N 2 Чистопольской ЦРБ, периоды работы в календарном исчислении с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в должности палатной медсестры детского санатория ГУЗ "Чистопольский детский санаторий" и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 15 января 2018 года, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Чиркова И.А. в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курбанова Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан (далее - УПФР) о назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию, указав, что 15 января 2018 года она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой по охране здоровья населения. Решением ответчика от 26 января 2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии. В специальный стаж включен в календарном порядке период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 июля 1987 года по 30 мая 1988 года, с 20 июля 1988 года по 25 мая 1989 года, в должности фельдшера Кирельского ФАП ГАУЗ "Камско-Устьинской ЦРБ". В стаж не включены периоды работы: с 3 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года, с 1 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года в должности сестры милосердия Татарстанского Республиканского комитета общества Красного Креста и Красного Полумесяца, с 1 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, с 8 августа 1996 года по 31 августа 1996 года в должности медсестры городской больницы N 2 Чистопольской ЦРБ в календарном исчислении, с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в должности медицинской сестры палатной детского санатория ГУЗ "Чистопольский детский санаторий". Истица считает отказ ответчика незаконным и просит признать право на пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязать назначить досрочную пенсию с момента обращения с 15 января 2018 года.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали.
Представитель ответчика УПФР - Батыру А.П. иск не признала.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Курбанова Т.И. просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств. Истица полагает, что в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность в должностях и учреждениях, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу истицы, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы Чирков И.А. апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель УПФР в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Из материалов дела следует, что 15 января 2018 года Курбанова Т.И. обратилась в УПФР за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФР от 26 января 2018 года в назначении пенсии отказано, всего специальный стаж истицы по подсчетам ответчика составил 21 год 4 месяца 26 дней. При этом, в специальный стаж включен в календарном порядке период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 июля 1987 года по 30 мая 1988 года, с 20 июля 1988 года по 25 мая 1989 года, в должности фельдшера Кирельского ФАП ГАУЗ "Камско-Устьинской ЦРБ". В стаж не включены периоды работы: с 3 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года, с 1 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года в должности сестры милосердия Татарстанского Республиканского комитета общества Красного Креста и Красного Полумесяца, с 1 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, с 8 августа 1996 года по 31 августа 1996 года в должности медсестры городской больницы N 2 Чистопольской ЦРБ в календарном исчислении, с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в должности медицинской сестры палатной детского санатория ГУЗ "Чистопольский детский санаторий".
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости включения в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 июля 1987 года по 30 мая 1988 года, с 20 июля 1988 года по 25 мая 1989 года, в льготном исчислении исходя из расчета 1 год за 1 год и 3 месяцев.
Решение суда в этой части сторонами не обжаловано, является законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении иска в части включения в специальный стаж истицы периодов работы: с 3 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года, с 1 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года в должности сестры милосердия Татарстанского Республиканского комитета общества Красного Креста и Красного Полумесяца, с 1 июля 1995 года по 30 сентября 1995 года, с 8 августа 1996 года по 31 августа 1996 года в должности медсестры городской больницы N 2 Чистопольской ЦРБ, с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в должности медицинской сестры палатной детского санатория ГУЗ "Чистопольский детский санаторий", суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе во включении в специальный стаж истицы периода работы в должности сестры милосердия Татарстанского Республиканского комитета общества Красного Креста и Красного Полумесяца, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного постановления.
В период до 1 октября 1993 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы по специальности в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Между тем, приведенное Положение утратило силу с 1 октября 1993 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, соответственно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, трудовая деятельность в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца перестала учитываться в составе стажа работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, также не предусмотрена возможность зачета в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 3 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года, с 1 октября 1993 года по 31 декабря 1994 года в должности сестры милосердия Татарстанского Республиканского комитета общества Красного Креста и Красного Полумесяца не подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку должность сестры милосердия не предусмотрена Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Судебная коллегия отмечает, что и в Постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 также не была предусмотрена должность сестра милосердия, в данном постановлении поименованы медицинская сестра независимо от наименования должности (т.е. медсестра операционная, медсестра палатная и т.д.). В то время как сестра милосердия относится к категории социальных работников, оказывающих социальную помощь нуждающимся в этом лицам. Медицинская сестра оказывает медицинскую помощь.
Также обоснованно не включены в специальный стаж истицы периоды работы с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в должности медсестры палатной детского санатория ГУЗ "Чистопольский детский санаторий".
В силу пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Должность "медицинская сестра палатная" поименована в разделе "Наименование должностей" Списка.
Пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, предусмотрен перечень профилей санаториев (курортов), в том числе детских: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Из Уставов ГУЗ "Чистопольский детский санаторий" (МБУЗ "Чистопольский детский санаторий", МБУЗ "Чистопольский детский санаторий") следует, что данное учреждение относится к лечебно-профилактическим учреждениям.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Согласно лицензиям и приложениям к ним, выданным Чистопольскому детскому санаторию, детский санаторий выполняет работы (услуги) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии, а также выполняет работы (услуги) при осуществлении санаторно-курортной помощи по контролю качества медицинской помощи, лечебной физкультуре и спортивной медицине, педиатрии, стоматологии детской.
Таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в вышеуказанном Списке, данный санаторий не имеет.
При таких данных, суд пришел к правильному выводу о том, что несмотря на то, что истица в спорный период работала в должности, предусмотренной Списком N781 (медицинская сестра), работа осуществлялась ею в учреждении здравоохранения, не предусмотренном названным Списком, в связи с чем, вышеуказанный период работы не может быть зачтен в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном отказе во включении в специальный стаж истицы периодов работы с 1 июля 1995 года по 30 сентября 1996 года, с 8 августа 1996 года по 31 августа 1996 года в должности медицинской сестры городской больницы N 2 Чистопольской ЦРБ, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
Из представленной справки N 14 от 10 января 2018 года о заработной плате, предоставленной Чистопольской ЦРБ следует, что с июля 1995 по сентябрь 1995 года, в августе 1996 года, отсутствуют данные о начислении заработной платы, каких-либо документов подтверждающих осуществлением истцом лечебной деятельности не представлено.
Указанные обстоятельства (отсутствие начисления заработной платы за спорные периоды) подтвердила в судебном заседании суда первой инстанции свидетель М., которая в суде пояснила, что каких-либо приказов о замещении данной должности либо нахождении Курбановой Т.И. в данное время в отпуске не имеется, если бы заработная плата начислялась, то она была бы указана.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбановой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.