Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего - судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.Р. Гаянова, А.В. Мелихова,
при секретаре судебного заседания Р.Р.Галиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 11 декабря 2018 года, которым удовлетворен иск Л.М.Юсуповой и постановлено: обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии за выслугу лет Л.М.Юсуповой периоды работы 12 июня 1989 года по 01 июля 1991 года в должности фельдшера соц.помощи в Республиканском наркологическом диспансере Министерства здравоохранения РТ и с 02 июля 1991 года по 22 марта 1992 года в должности фельдшера соц.помощи 1 диспансерного отделения в АУ городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист".
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) назначить Л.М.Юсуповой досрочную страховую пенсию по старости с 31 октября 2018 года.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Буинске Республики Татарстан (межрайонное) - Р.Р.Фахртдинова в поддержку апелляционной жалобы, возражения против апелляционной жалобы представителя Л.М.Юсуповой - Г.Р.Тухватуллиной, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.М. Юсупова обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Буинске Республики Татарстан (межрайонное) (далее ответчик) о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 9января 2018 года N 1513060/17 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности за недостаточностью требуемого стажа 30 лет.
В стаж для досрочной пенсии не включен периоды работы с 12 июня 1989 года по 1 июля 1991 года в должности фельдшера социальной помощи республиканского наркологического диспансера и с 2 июля 1991 года по 22 марта 1992 года - фельдшера социальной помощи 1 Диспансерного отделения АУ городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист", так как Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.1999 г. N 781, наименование организации "лечебно-оздоровительный центр" не предусмотрено, штатное расписание Казанского городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист" не было представлено ввиду не сохранности.
31 октября 2018 года она вновь обратилась с аналогичным заявлением к ответчику. Решением N 1337687/18 от 14 ноября 2018 года Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) вновь отказало в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, по этим же основаниям. На день обращения пенсионный орган указал, что выработано 27 лет 05 месяцев 03 дня стажа.
Полагая отказ незаконным, истица просила суд обязать ответчика включить в стаж для досрочной страховой пенсии указанные выше периоды работы и назначить ей досрочно стразовую пенсию по старости с 31 октября 2018 года.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом принято решение об удовлетворении требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что должность фельдшера социальной помощи не предусмотрена льготным списком для назначения досрочной пенсии, наименование учреждений, в которых работала истица, не относится к учреждениям здравоохранения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 этой статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 2, 3 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665) подп. "н" п. 1 утверждено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из материалов дела усматривается, что решением Управления Пенсионного фонда от 14 ноября 2018 года Л.М. Юсуповой отказано в назначении досрочной страховой пенсии в ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет.
В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, ответчиком не включены периоды ее работы с 12 июня 1989 года по 1июля1991 года в должности фельдшера социальной помощи Казанского городского наркологического диспансера и с 2 июля 1991 года по 22марта 1992 года в должности фельдшера социальной помощи 1Диспансерного отделения АУ городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист".
Специальный стаж истицы пенсионным органом исчислен продолжительностью 27 лет 5 месяцев 3 дня.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу, что период работы истицы с 12 июня 1989 года по 1 июля 1991 года подлежат включению в специальный стаж истицы.
Так, по данным трудовой книжки, с 1 января 1987 года Л.М.Юсупова в связи с реорганизаций Республиканского наркологического диспансера в Казанский городской наркодиспансер на должность фельдшера-нарколога. Приказом N43 от 12 июня 1989 года переведена на должность фельдшера социальной помощи.
В соответствии с приказом ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" N 43 от 12 июня 1989 года, подтверждается работа истицы с 12июня 1989 года по 1 июля 1991 года в Казанском городском наркологическом диспансере, аналогичные сведения предоставлены в ответе диспансера N 2892 от 29 ноября 2018 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым для зачета в выслугу лет предусматривались должности: "фельдшеры - все независимо от наименования должности" и больничные учреждения всех типов и наименований.
С учетом приведенного положения, судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о том, что по наименованию должности работа истицы в указанный период не подлежит зачету в специальный стаж за несостоятельностью, поскольку при решении вопроса о праве истицы на пенсию, ее специальный стаж может быть исчислен в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.
Вместе с тем, нельзя признать обоснованным решение суда в части удовлетворения исковых требований Л.М. Юсуповой о включении в специальный стаж периода ее работы с 2 июля 1991 года по 22 марта 1992 года в должности фельдшера соц.помощи 1 диспансерного отделения в АУ городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист" и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из сведений ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ", предоставленных в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации города Казани, арендное учреждение "Лечебно-оздоровительный центр "Аметист" создано конференцией арендаторов в 1991 году, зарегистрировано решением исполкома Казанского Городского Совета народных депутатов N 417 от 3 июня 1991 года, протокол N16.
Приказом Управления здравоохранения администрации города Казани N 350 от 31 мая 2000 года учреждению присвоено наименование Коммунальное лечебное учреждение здравоохранения "Казанский городской наркологический диспансер".
Распоряжением председателя Комитета по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани N749 от 28 мая 2004 года учреждение переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Казани "Городской наркологический диспансер".
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29декабря 2005 года N 2317-р учреждение передано в ведение Министерства здравоохранения Республики Татарстан для осуществления полномочий Республики Татарстан и переименовано в Государственное учреждение здравоохранения "Казанский наркологический диспансер" приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 12 апреля 2006 года N 229.
В настоящее время "Казанский наркологический диспансер" реорганизован путем присоединения к Республиканскому клиническому наркологическому диспансеру МЗ РТ.
Несмотря на ссылку ссуда о том, что указанные учреждения являлись некоммерческими организациями, созданными для удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании граждан, в соответствии с Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения относились к лечебно-профилактическим учреждениям, вид их деятельности не изменялся, а должностные обязанности работников не изменились, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") арендное учреждение городской лечебно-оздоровительный центр как учреждение здравоохранения не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж у суда первой инстанции не имелось.
С учетом включения в специальный стаж Л.М. Юсуповой периода работы с 12июня 1989 года по 1 июля 1991 года в Казанском городском наркологическом диспансере, на момент ее обращения в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Буинске Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости необходимый медицинский стаж 30 лет Л.М. Юсуповой не выработан.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права является основанием для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, подлежит от мене с принятием нового об отказе.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 11декабря 2018 года по данному делу отменить в части удовлетворения требований Л.М. Юсуповой о включении в специальный стаж периода работы с 2июля1991 года по 22 марта 1992 года в должности фельдшера соц.помощи 1 диспансерного отделения в АУ городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист" и назначении досрочной страховой пенсии по старости, принять в этой части новое решение:
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Л.М.Юсуповой, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода работы с 2 июля 1991 года по 22 марта 1992 года в должности фельдшера соц.помощи 1 диспансерного отделения в АУ городского лечебно-оздоровительного центра "Аметист" и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 31 октября 2018 года - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.