Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р, Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан Якуповой Ф.Ш. на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 12 марта 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Зарипова А.Ш. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии удовлетворить частично;
признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан за N 1567537/18 от 10 января 2019 года об отказе в назначении Зарипову А.Ш. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным в части отказа во включении в льготный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с 15декабря 1987 года по 13 ноября 1989 года и период его нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 22 февраля 2010 года по 13 марта 2010 года;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы Зарипова А.Ш. в Вооруженных Силах СССР с 15 декабря 1987 года по 13ноября1989 года и период его нахождения в оплачиваемом учебном отпуске с 22 февраля 2010 года по 13 марта 2010 года;
признать за Зариповым А.Ш. право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан назначить и выплатить Зарипову А.Ш. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 17января2019 года;
в остальной части иска Зарипова А.Ш. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии отказать;
взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан в пользу Зарипова А.Ш. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца Зарипова А.Ш, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зарипов А.Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан (далее - Управление) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии.
В обоснование иска указано, что решением ответчика от 10января2019года N 1567537/18 ему отказано в назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на том основании, что у него отсутствует требуемый специальный педагогический стаж продолжительностью 25 лет. В льготный стаж не включены период его службы в Вооруженных Силах СССР с 15 декабря 1987 года по 13 ноября 1989 года, а также период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 22февраля 2010 года по 13 марта 2010 года.
Истец с позицией ответчика не согласен, просит признать решение ответчика от 10 января 2019 года N 1567537/18 незаконным в части отказа во включении указанных спорных периодов в специальный педагогический стаж, признать право на досрочную пенсию и назначить ее с 20 декабря 2018 г.
В судебном заседании истец иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда в части включения в льготный стаж Зарипова А.Ш. периода службы в Вооруженных Силах СССР с 15 декабря 1987 года по 13 ноября 1989 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 17 января 2019 года ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что у истца отсутствует факт работы в должностях, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 N 1397, по состоянию на 01.10.1993. Кроме того, на момент обращения в Управление истцом не выработан 25-летний специальный педагогический стаж, соответственно, права на досрочную страховую пенсию у него не возникло.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В силу положений пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как закреплено в подпункте "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона о страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень от 17декабря 1959 г. N 1397), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что 20 декабря 2018 года Зарипов А.Ш. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от 10 января 2019 года N 1567537/18 в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет. В льготный педагогический стаж не включен период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 15декабря 1987 года по 13 ноября 1989 года, а также период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 22 февраля 2010 года по 13 марта 2010 года. В бесспорном порядке в специальный стаж истца включено 22 года 11 месяцев 15 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на толковании и применении действующего пенсионного законодательства, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции в части включения в льготный стаж Зарипова А.Ш. периода службы в Вооруженных Силах СССР с 15 декабря 1987 года по 13 ноября 1989 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 17 января 2019 года в силу следующего. Доводы апелляционной жалобы Управления заслуживают внимания.
Согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" (педагогическая деятельность в учреждениях для детей) и "н" пункта 1 указанного постановления, применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1января1992 г.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Положения от 17декабря 1959 года N1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Данное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения от 17декабря 1959 года N1397, действовавшего во время службы Зарипова А.Ш. в Вооруженных Силах СССР, служба в армии засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень от 17декабря1959 года N 1397.
Период работы Зарипова А.Ш. с 2 января 1990 года по 5 сентября 1993 года мастером производственного обучения в средней школе, имевший место в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, бесспорно зачтен Управлением в специальный педагогический стаж истца, однако не по Перечню от 17 декабря 1959 года N 1397, а по Списку от 6 сентября 1991 г. N 463.
Перечнем же от 17 декабря 1959 года N 1397 не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии периодов трудовой деятельности в должности "мастер производственного обучения".
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической (в том числе служба в армии), постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября 2002 г. N 781.
Поскольку льготной педагогической деятельности в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 1 января 1992 года (как определено пунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16июля 2014 г. N 665), у истца по действовавшему на то время законодательству не имелось, он не мог предполагать, что служба в армии будет зачтена в его специальный стаж работы педагогом.
Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан").
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (универсальная правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Учитывая, что работа в должности мастера производственного обучения не засчитывалась в специальный стаж педагогической работы в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за N1397, а сама по себе служба в армии по ранее действовавшему законодательству не рассматривалась как самостоятельная педагогическая деятельность и включалась в такой стаж лишь при условии работы по специальности (наличие собственно педагогической деятельности), то период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в его специальный стаж.
С учетом исключения из специального стажа спорного периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР общая продолжительность педагогического стажа Зарипова А.Ш. на день обращения в пенсионный орган составляет менее 25 лет, в связи с чем правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложения на ответчика обязанности по назначению досрочной пенсии у суда также не имелось. В данной части обжалуемое решение судебной коллегией также отменяется и принимается новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется, оснований для проверки законности и обоснованности решения суда в полном объеме не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 12марта2019 года по данному делу отменить в части включения в специальный стаж педагогической деятельности Зарипова Айрата Шайдулловича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с 15 декабря 1987 года по 13 ноября 1989 года и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 17января 2019 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
В остальной части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.