Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Шакирове И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Дорофеевой О.В. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 февраля 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Дорофеевой О. В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении периода работы с "дата" по "дата" на 0,75 ставки фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи города Казани в специальный стаж медицинской деятельности Дорофеевой О. В, взыскании судебных расходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Дорофеевой О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Челбаева И.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорофеева О.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование своих требований указала, что "дата" подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан от "дата"... истцу отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет, выработано 20 лет 9 месяц 24 дня, при условии предоставления индивидуальных сведений за период с "дата" по "дата" продолжительность лечебного стажа составит 22 года 5 месяцев 26 дней. С данным отказом истец не согласен, считает, что из указанного стажа необоснованно исключены периоды работы с "дата" по "дата" на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи города Казани. Полагает, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы истца в области пенсионного обеспечения. По изложенным основаниям Дорофеева О.В. просила суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию и включить указанные периоды в ее специальный стаж, а также взыскать с ответчика в свою пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец и его представить поддержали исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 наименование должности истца "фельдшер по приему вызовов" не предусмотрена, поэтому и невозможно сложить 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи города Казани.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал исковые требования истца, указав, что Дорофеева О.В. фактически оказывала медицинскую помощь населению.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Дорофеева О.В, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе ею приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывается, что в оспариваемый период ею оказывалась медицинская помощь населению.
В суде апелляционной инстанции Дорофеева О.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель ответчика с жалобой не согласился.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона
от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что "дата" Дорофеева О.В. обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан от "дата"... в назначении пенсии на льготных основаниях истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 20 лет 9 месяц и 24 дня, при условии предоставления индивидуальных сведений за период с "дата" по "дата" продолжительность лечебного стажа составит 22 года 05 месяцев 26 дней.
В указанный стаж не включен, в том числе, периоды работы Дорофеевой О.В. с "дата" по "дата" на 0,75 ставки в должности фельдшера бригады интенсивной терапии и 0,75 ставки фельдшера по приему вызовов Станции Скорой медицинской помощи города Казани.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, исходя из следующего.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28декабря2013 года N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28декабря2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу положений подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как следует из записей в трудовой книжке, Дорофеева О.В. "дата" была переведена на должность фельдшера бригады интенсивной терапии Станции скорой медицинской помощи города Казани, где работает по настоящее время.
Согласно архивной справке Дорофеева О.В. с "дата" считается работающей на 0,75 ставки фельдшера бригады интенсивной терапии и на 0,75 ставки фельдшера по приему и передаче вызовов выездным бригадам.
По акту документальной проверки от "дата"... специалистами по оценке пенсионных прав были установлены несоответствия сведений и рекомендовано представить откорректированные сведения индивидуального учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работодатель предоставил сведения индивидуального персонифицированном учета, указав, что Дорофеева О.В. в период с "дата" по "дата" работала на 0,75 ставки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорные периоды Дорофеева О.В. оказывала непосредственную лечебную помощь населению, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Правительством Российской Федерации издано Постановление от 29. октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка в подразделе "средний медицинский персонал" указана должность "фельдшер", в разделе "Наименование учреждений" - "станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи".
Однако названным Списком не предусмотрено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "фельдшер по приему вызовов", указанная должность в названном Списке не поименована.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 26 марта 1999 года N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрена должность фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездной бригаде. При этом, как следует из Положения данного приказа, в должностные обязанности медицинской сестры по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное оказание медицинской помощи населению.
Аналогичные положения содержатся и в должностной инструкции фельдшера (медицинской сестры, медицинского брата) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи подстанций, имеющейся в материалах дела.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 435 установлено тождество наименований должностей "Фельдшер выездной бригады", "Фельдшер скорой помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "Фельдшер".
Указанным приказом не установлена тождественность работы фельдшера работе фельдшера по приему вызовов и передаче их бригадам скорой медицинской помощи.
Дорофеева О.В. выполняла работу фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, которая с учетом как ранее действовавшей, так и ныне действующей Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183, относится к должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (среднему медицинскому персонал) и является самостоятельной должностью наряду с должностью фельдшера.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 марта 2009 года N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 01 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Исходя из приведенного выше правового регулирования спорных отношений, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для включения Дорофеевой О.В. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости указанного периода ее работы в должности фельдшера по приему вызовов, поскольку эта должность не поименована в соответствующих списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В целом содержащиеся в апелляционной жалобе истца доводы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорофеевой О.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.