Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р, Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Тарасовой Н.К. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 февраля 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Тарасовой Н.К. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы:
- с 25.03.1991 по 20.10.2002 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
- с 01.03.2004 по 31.12.2004 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
- с 01.02.2005 по 28.02.2007 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
- с 01.03.2007 по 05.01.2008 фельдшером Станции скорой медицинской помощи в календарном порядке;
- с 01.05.2009 по 01.12.2011 фельдшером Станции скорой медицинской помощи в календарном порядке;
- с 16.12.2011 по 27.02.2018 фельдшером Станции скорой медицинской помощи в календарном порядке;
- 22.07.1991 по 05.08.1991 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии с 28.02.2018 отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Тарасовой Н.К. и ее представителя Короткова Д.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Моисеева А.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тарасова Н.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее - Управление) о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности периодов работы и признании права на указанную пенсию.
В обоснование указала, что решением ответчика от 07.05.2018 N 240019/18 ей было отказано в назначении страховой пенсии как медицинскому работнику, имеющему стаж работы 30 лет, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа не менее 30 лет.
Истец считает незаконным исключение из специального стажа периодов работы с 25.03.1991 по 20.10.2002 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев в бригаде интенсивной терапии (БИТ) Станции скорой медицинской помощи города Казани, с 01.05.2009 по 01.12.2011 на Станции скорой медицинской помощи города Казани, с 16.12.2011 и до момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии включительно период работы в ГБУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова А.С.", с 01.03.2004 по 31.12.2004 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, с 01.02.2005 по 28.02.2007 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев периоды работы в бригаде интенсивной терапии Станции скорой медицинской помощи г. Казани, с 01.03.2007 по 05.01.2008 на Станции скорой медицинской помощи города Казани, с 22.07.1991 по 05.08.1991 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев на Станции скорой медицинской помощи города Казани. Просила назначить ей досрочную страховую пенсию с 28 февраля 2018 года.
Тарасова Н.К. и ее представитель Коротков Д.Г. иск поддержали.
Представитель ответчика Моисеев А.В. исковые требования не признал.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об частичной отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что должность фельдшера всегда относилась к среднему медицинскому персоналу. Она была принята на должность, полностью соответствующую функционалу медицинской сестры-анестезиста, что позволяет признать наличие у нее право на льготное исчисление пенсии в период трудовой деятельности в составе бригады интенсивной терапии. Период работы с 25.03.1991 по 20.10.2002 в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев в бригаде интенсивной терапии (БИТ) Станции скорой медицинской помощи города Казани подлежит зачету в льготный стаж из расчета 1 года работы за 1 год 6 месяцев.
Считает, что периоды нахождения истца в дополнительном оплачиваемом отпуске с 04.05.2002 по 02.06.2002, прохождения курсов повышения квалификации с 14.11.2005 по 29.12.2005 также подлежат зачету в льготный стаж из расчета 1 года работы за 1 год 6 месяцев, так как в указанные периоды времени она работала в бригаде интенсивной терапии.
Кроме того, подлежат включению в льготный стаж истца из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев стажа периоды с 01.05.2004 по 31.07.2004, с 01.10.2004 по 31.10.2004, 01.12.2004 по 31.01.2005, с 01.03.2005 по 31.03.2005, 01.06.2005 по 31.07.2005, с 01.10.2005 по 31.12.2005, с 01.05.2006 по 31.05.2006, поскольку фактически истец отрабатывала объем работы в часах, установленный за целую ставку.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела видно и по делу установлено, что 28 февраля 2018 года Тарасова Н.К. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности более 30 лет.
Решением Пенсионного фонда от 07.05.2018 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа как в городской местности 30 лет (л.д.14-15).
Тарасова Н.К. просит включить в специальный стаж периоды работы с 01.03.2007 по 05.01.2008, с 01.05.2009 по 01.12.2011, с 16.12.2011 по 27.02.2018 в календарном исчислении, просит применить к периодам работы с 25.03.1991 по 20.10.2002, с 01.03.2004 по 31.12.2004 и с 01.02.2005 по 28.02.2007 льготный порядок исчисления, а именно 1 год как 1 год и 6 месяцев, поскольку она, работая фельдшером БИТ, выполняла обязанности медицинской сестры.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы:
- с 25.03.1991 по 20.10.2002 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
- с 01.03.2004 по 31.12.2004 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
- с 01.02.2005 - 28.02.2007 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев;
- с 01.03.2007 по 05.01.2008 фельдшером Станции скорой медицинской помощи в календарном порядке;
- с 01.05.2009 по 01.12.2011 фельдшером Станции скорой медицинской помощи в календарном порядке;
- с 16.12.2011 по 27.02.2018 фельдшером Станции скорой медицинской помощи в календарном порядке;
- 22.07.1991 по 05.08.1991 фельдшером БИТ Станции скорой медицинской помощи в льготном порядке - год работы за 1 год 6 месяцев не имеется.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившего в силу с 01.01.2015, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление от 29 октября 2002 года N 781);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Постановление от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 25.03.1991 по 20.10.2002 в льготном порядке исчисления, а именно 1 год как 1 год и 6 месяцев.
По данным трудовой книжки Тарасова Н.К. 25.03.1991 принята на должность фельдшера скорой помощи анастезиолого-реанимационной бригады интенсивной терапии, где проработала до 01.12.2011. С 16.12.2011 принята на должность фельдшера выездной бригады в ГБУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. Пучкова А.С." (л.д.17-19).
Согласно постановлению от 6 сентября 1991 года N 464, исчисление сроков выслуги производилось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. То есть анастезиолого-реанимационная бригада интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи данным перечнем не предусмотрена.
Работа в должности фельдшера скорой помощи анастезиолого-реанимационной бригады интенсивной терапии не является работой в отделениях анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, предусмотренных Постановлением от 6 сентября 1991 года N 464.
В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утвержден Постановлением от 29 октября 2002 года N 781), правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие, медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка (станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи).
В названном перечне должность фельдшера также не была предусмотрена.
Таким образом, указанный период работы с 25.03.1991 по 20.10.2002 на законных основаниях не был включен судом в специальный стаж истца в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что периоды с 01.05.2004 по 31.07.2004, с 01.10.2004 по 31.10.2004, 01.12.2004 по 31.01.2005, с 01.03.2005 по 31.03.2005, 01.06.2005 по 31.07.2005, с 01.10.2005 по 31.12.2005, с 01.05.2006 по 31.05.2006 подлежат включению в льготный стаж истца из расчета 1год работы за 1 год 6 месяцев, подлежит отклонению.
Судом первой инстанции установлено, что в данные периоды Тарасова Н.К. работала на неполную ставку, что следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и справки работодателя (л.д. 21, 61). Предоставив такие сведения в Управление, работодатель подтвердил занятость Тарасовой Н.К. на неполную ставку.
Из справки работодателя от 01.02.2018 N 124/02/18 следует, что ТарасоваН.К. с 01.10.2003 до 01.03.2007 работала в бригаде интенсивной терапии с оплатой 15% за вредность на 0,8 ставки (л.д. 21).
Работа в вышеперечисленные периоды не на полную ставку не может включаться в специальный стаж лечебной деятельности, поскольку не соблюдается требование пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, согласно которому периоды работы начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж при условии ее выполнения в объеме полной ставки.
Однако судебная коллегия не может согласиться с отказом во включении в специальный стаж Тарасовой Н.К. периодов ее нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске с 04.05.2002 по 02.06.2002, прохождения курсов повышения квалификации с 14.11.2005 по 29.12.2005 в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила от 11.07.2002 N 516), в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что в спорный период истцу представлялся дополнительный оплачиваемый отпуск по справке ВКК, за этот период работы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлялись, в связи с чем, имеются основания для включения периода ее нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске с 04.05.2002 по 02.06.2002 в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Учитывая, что периоды работы до 04.05.2002 и после 02.06.2002 в должности фельдшера БИТ Станции скорой медицинской помощи засчитаны Управлением в календарном исчислении, период нахождения истца в дополнительном оплачиваемом отпуске с 04.05.2002 по 02.06.2002 также подлежит включению в специальный стаж истца в календарном порядке.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая, что в указанный период времени Тарасова Н.К. работала в лечебном учреждении, руководствуясь статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой за работником, направленным на обучение работодателем, сохраняется средний заработок, учитывая, что при сохранении среднего заработка работодатель производит все предусмотренные законом отчисления, что в силу пункта 4 Правил от 11.07.2002 N 516 является основанием включения в специальный стаж, а прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным, судебная коллегия полагает возможным удовлетворение требований истца о включении в специальный стаж спорного периода нахождения на курсах повышения квалификации.
На время нахождения истца на курсах повышения квалификации за Тарасовой Н.К. также сохранялось рабочее место, средняя заработная плата и производились соответствующие отчисления (страховые выплаты).
При этом действующее законодательство не содержит требование о том, что периоду квалификации должен непосредственно предшествовать и за ним следовать период работы, включаемый в стаж лечебной деятельности при назначении досрочной страховой пенсии.
Таким образом, включение указанного периода прохождения курсов повышения квалификации с 14.11.2005 по 29.12.2005 в специальный стаж отвечает требованиям действующего законодательства, данные курсы были пройдены в целях осуществления истцом профессиональной деятельности как медицинского работника (л.д. 63,64).
Поскольку период прохождения курсов повышения квалификации не пришелся на период работы, которая была бы включена в специальный стаж в льготно исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, то курсы повышения квалификации включаются в специальный стаж в календарном исчислении.
При таких данных решение суда подлежит частичной отмене как принятое при неправильном применении норм материального права с принятием в этой части нового решения о частичном удовлетворении иска Тарасовой Н.К.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18февраля 2019 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Тарасовой Натальи Константиновны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении в календарном порядке в специальный стаж лечебной деятельности Тарасовой Натальи Константиновны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 14 ноября 2005 года по 29 декабря 2005 года, периода нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске с 4 мая 2002 года по 2 июня 2002 года и принять новое решение об удовлетворении данных исковых требований.
В остальной части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.