Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Калимуллина Р.Я, Фахрутдиновой Р.А,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Пановой Н.А. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года, которым исковые требования Пановой Надежды Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Пановой Виктории Николаевны, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района" о возложении обязанности предоставить на семью в составе трех человек, включая ребенка - инвалида, жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, на праве социального найма на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан во внеочередном порядке оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Пановой Н.А. Денисова П.Л, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Мингазова Н.Н, возражавшего доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панова Н.А, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Пановой В.Н, обратилась с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее ИК ЗМР РТ), муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района" (далее МКУ "Департамент жилищной политики ЗМР" о возложении обязанности предоставить на семью в составе трех человек, включая ребенка - инвалида, жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, на праве социального найма на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан во внеочередном порядке.
В обоснование иска указано, что семья истицы вместе с ребенком - инвалидом Пановой В.Н. стоят в очереди на улучшение жилищный условий в общей очереди. Истице принадлежит на праве долевой собственности двухкомнатная квартира общей площадью 39,9 кв. м, расположенная по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение было получено семьей истицы от ответчика в связи с наличием в семье ребенка - инвалида. Эта квартира расположена не на первом этаже, подъезд не оборудован средствами обеспечения мобильности инвалидов. У ребенка истицы имеются значительные выраженные нарушения функций нижних конечностей. Истица обращалась для решения вопроса о создании надлежащих условий для проживания ребенка-инвалида. Ей разъяснили, что отсутствует техническая возможность переоборудовать имеющееся жилое помещение и приспособить его под нужды перемещения ребенка-инвалида, кроме того, повторное предоставление семье жилого помещения в связи с инвалидностью ребенка невозможно и семье следует ожидать в общей очереди, когда им будет предложено новое жилое помещение.
В суде первой инстанции истица просила иск удовлетворить.
Представитель ответчиков иск не признал.
Судом постановлено решение об отказе в иске в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Панова Н.А. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. При этом не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку предоставленное ей ранее жилое помещение не отвечает интересам ребенка-инвалида и её семьи, так как расположено на третьем этаже дома, где отсутствует лифт, пандусы, аппарели и потолочная рельсовая система, также отсутствует возможность осуществить установку какого-либо из перечисленных технических средств. Указывает на невозможность перемещения ребенка-инвалида для получения социальных, медицинских и иных услуг. Фактически жилое помещение является непригодным для проживания ребенка-инвалида.
В суде апелляционной инстанции представитель Пановой Н.А. - Денисов П.Л. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ИК ЗМР РТ Мингазов Н.Н. возражал доводам жалобы.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований к его отмене не имеется.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, пункт 54 которых гласит, что отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Из материалов дела следует, что Панова Н.А. является матерью несовершеннолетних детей Панова С.Н, 01 июля 2001 года рождения, Пановой В.Н, 01 апреля 2002 года рождения.
Панова В.Н. является ребенком-инвалидом.
25 января 2011 года на основании постановления ИК ЗМР РТ Панова Н.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением ИК ЗМР РТ N 01-08-107 от 16 марта 2012 года Панова Н.А, имеющая ребенка-инвалида Панову В.Н, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание, включена в список граждан на предоставление жилого помещения вне очереди.
Во исполнение вышеуказанного постановления Пановой Н.А. в 2012 году предоставлено жилое помещение площадью 39,4 кв. м по адресу: "адрес".
На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, указанное жилое помещение передано в общую долевую собственность Пановой В.Н, Панову С.Н, Пановой Н.А. по 1/3 доле каждому в праве собственности на жилое помещение.
Обращаясь с исковыми требованиями, истица указывает, что квартира, предоставленная семье в 2012 году, находится на третьем этаже, что делает затруднительным проживание в ней с ребёнком-инвалидом, поскольку подъезд не оборудован специальными техническими средствами, отсутствует лифт в доме.
Согласно заключению межведомственной комиссии ИК ЗМР РТ от 08 июля 2016 года N 204 жилое помещение по адресу: "адрес" является пригодным для проживания.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия заключения межведомственной комиссии о том, что спорное жилое помещение является непригодным для проживания ребенка-инвалида, как того требует пункт 21 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649. Более того, указанные правила предполагают иной способ защиты права, нежели заявленный истицей, с которым она вправе обратиться в суд.
Как правильно указано судом первой инстанции сам по себе факт непригодности жилого помещения для проживания (как считает истец) не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязанность предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма возникает у органа местного самоуправления при наличии сведений о том, что принадлежащее собственнику жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции.
По настоящему делу такие сведения отсутствуют.
Кроме того, истица реализовала право на предоставление жилого помещения на ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания; она вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке общей очереди, этим правом она воспользовалась, номер очереди 719.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами, к которым пришёл суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Таким образом, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, поэтому решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Пановой Н.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.