Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи С.М. Тютчева,
судей Р.Г. Гайнуллина, Л.Ф. Митрофановой,
при секретаре судебного заседания С.Р. Шадиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф.Митрофановой гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного прокурора к ООО "Благоустройство и озеленение" о запрете эксплуатации полигона и обязании проведения рекультивации земельного участка
по апелляционной жалобе директора ООО "Благоустройство и Озеленение" - А.Ф. Рашитова на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 06 марта 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы оботмене решения суда, выслушав объяснения представителя ООО"Благоустройство и Озеленение" - А.Р. Валеева в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения прокурора Татарской природоохранной прокуратуры И.И. Гильмутдинова против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к ООО "Благоустройство и озеленение" о запрете эксплуатации полигона и обязании проведения рекультивацию земельного участка.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки законности эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в 12 км юго-восточнее от г..Лениногорска, установлено, что на основании лицензии от 10 сентября 2010 года... на данном полигоне ТКО ООО "Благоустройство и озеленение" осуществляет захоронение твердых коммунальных отходов. Полигон расположен на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером... с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, собственником которого является ООО "Благоустройство и озеленение". В нарушение требований действующего законодательства, без соблюдения порядка использования земельного участка ООО"Благоустройство и озеленение" осуществляет пользование земельным участком не по целевому назначению и не принимает мер по сохранению почв и их плодородия, по защите земель от загрязнения и захламления, по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв. Размещение полигона ТКО на землях сельскохозяйственного назначения не допускается. Полигон эксплуатируется на основании рабочего проекта "Полигон твердых бытовых отходов г..Лениногорск Лениногорского района РТ", на который Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ выдано на срок 3 года заключение государственной экологической экспертизы... от 26сентября 2000 года, и акта приемки в эксплуатацию законченного объекта строительства полигона ТБО 1 очереди от 28 декабря 2001 года. В ходе проверки установлено, что в отсутствии разрешения на строительство организацией построено и осуществляется эксплуатация уже 3 карты полигона ТКО.
Рабочим проектом "Полигон твердых бытовых отходов г..Лениногорск Лениногорского района РТ" предусмотрено, что срок эксплуатации полигона составляет 16 лет (декабрь 2017 года). ООО "Благоустройство и озеленение" с 2014 года по 2017 год неоднократно привлекалось к административной ответственности за эксплуатацию полигона в отклонение от проекта и с нарушением действующего законодательства. В 2018 году на полигоне ТКО г..Лениногорска произошло возгорание, что привлекло к загрязнению атмосферного воздуха.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона N458-ФЗ лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданная до 01 июля 2015 года, сохраняет свое действие до 01января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, лицензия от 10 сентября 2010 года... на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности действует до 01 января 2019 года. Рекультивация земель проводится в соответствии с "Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". В связи с изложенным, эксплуатация полигона ТКО на землях сельскохозяйственного назначения, срок эксплуатации которого истек, может привести к загрязнению окружающей среды и иным непредвиденным последствиям, тем самым нарушая требования статьи 42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям. Просит суд запретить ООО "Благоустройство и озеленение" эксплуатацию полигона ТКО г. Лениногорск, расположенного на земельном участке с кадастровым номером... Обязать ООО "Благоустройство и озеленение" провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером...
18 февраля 2019 года протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен ИК муниципального образования "Лениногорский муниципальный район".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры старший помощник Лениногорского городского прокурора Л.Н. Сулейманова поддержала требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ООО "Благоустройство и озеленение" А.Р. Валеев в судебном заседании исковые требовании не признал.
Представитель ИК МО "Лениногорский муниципальный район" в судебном заседании Р.С. Аглиуллин возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в судебном заседании от 18 февраля 2019 года исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, в своем отзыве на исковое заявление исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, иск Татарского природоохранного межрайонного прокурора поддержал.
Суд постановилрешение в следующей формулировке: "исковые требования Татарского природоохранного прокурора удовлетворить.
Запретить ООО "Благоустройство и озеленение" эксплуатацию полигона ТКО г.Лениногорск, расположенного на земельном участке с кадастровым номером...
Обязать ООО "Благоустройство и озеленение" провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером... ".
В апелляционной жалобе директор ООО "Благоустройство и Озеленение" - А.Ф. Рашитов ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В качестве основания для отмены решения суда указывает на оставленные судом без внимания те обстоятельства, что ответчик трижды обращался в уполномоченный орган с ходатайством об изменении категории земельного участка. Однако перевод земель из одной категории в другую не произведен по причинам, независящим от ответчика. Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с категорией земель сельскохозяйственного назначения ошибочно, так как полигон ТБО был введен в эксплуатацию до проведения кадастровых работ. Апеллянт обращает внимание на то, что полигон ТБО является единственным местом в Лениногорском муниципальном районе для вывоза мусора, при этом полигон включен в территориальную схему муниципального обращения с отходами.
ИК муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" в отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность её доводов, полагая, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления природоохранного прокурора к ООО "Благоустройство и Озеленение".
Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан направило в суд апелляционной инстанции ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Благоустройство и Озеленение" - А.Р. Валеев доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Татарской природоохранной прокуратуры И.И.Гильмут-динов возражал против доводов апелляционной жалобы.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, ИК МО Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан, Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан, Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, изменения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которых устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Согласно статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Благоустройство и озеленение". В ходе проверки установлено, что предприятие осуществляет сбор твердых отходов от населения и предприятий г. Лениногорска и Лениногорского района РТ, с целью извлечения вторсырья на мусоросортировочной станции и размещением (захоронением) на полигоне ТБО.
Полигон ТБО расположен в Лениногорском районе в 12 км юго-восточнее г. Лениногорска на земельном участке с кадастровым номером.., общей площадью 82063+/-139 кв.м по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский муниципальный район, Письмянское сельское поселение, относится к категории земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "Благоустройство и озеленение", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
По результатам проверки в адрес ответчика было выдано предписание... от 27 декабря 2017 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, срок исполнения до 01июля 2018 года, в соответствии с которым необходимо проводить производственный контроль почвы, воздушной среды, подземных вод из наблюдательных скважин полигона ТБО.
02 февраля 2018 года государственным инспектором отдела Земельного надзора Управления Россельхознадзора по РТ З.Х. Ахметовой на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по РТ от 27 декабря 2017 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Благоустройство и озеленение". В результате проверки установлено, что организация полигона твердых бытовых отходов г. Лениногорска и поселений Лениногорского района на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером... производит сбор, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов. По факту выявленных нарушений было выдано предписание... об устранении нарушения в срок до 01 июля 2018 года.
Согласно акту проверки... от 25 июля 2018 года следует, что выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления ООО "Благоустройство и озеленение", а именно, отсутствие оборудованной в установленном порядке на выезде из полигона железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровозов и временное складирование отработанной авторезины, выдано предписание... от 25 июля 2018 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в срок до 01 октября 2018 года.
Принимая решение по делу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 7, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", пришел к правильному выводу, что ООО "Благоустройство и озеленение" в нарушение действующего законодательства производит на землях сельскохозяйственного назначения сбор, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов, не имея на это лицензии.
В этой взаимосвязи суд запретил эксплуатацию полигона ТКО и возложил на ответчика обязанность провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером...
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, так как они не противоречат обстоятельствам дела и соответствуют положениям действующего законодательства.
При этом судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что перевод категории земельного участка с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленных земель не произведен по причинам, независящим от ответчика.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Учитывая изложенное, земельный участок по иному целевому назначению возможно использовать только после изменения его категории. В связи с чем действия ответчика по изменению категории назначения земельного участка правового значения не имеют.
Судебная коллегия также отклоняет довод жалобы о том, что земельному участку с кадастровым номером... ошибочно была присвоена категория земли сельскохозяйственного назначения, поскольку постановка на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорена.
Доводы жалобы о том, что полигон ТБО является единственным местом в Лениногорском муниципальном районе Республике Татарстан для вывоза мусора, включен в территориальную схему муниципального обращения с отходами, не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, так как данные обстоятельства не порождают право у ООО "Благоустройство и Озеленение" на использование земельного участка с кадастровым номером... в нарушение действующего законодательства. Более того в рамках проведенных проверок установлены нарушения ответчика по эксплуатации полигона ТБО, в связи с которыми ответчик неоднократно был привлечен к административной ответственности.
К тому же в настоящее время лицензия от 10 сентября 2010 года... на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности истекла, новая лицензия ООО "Благоустройство и Озеленение" не выдавалась. Данные обстоятельства также подтверждают неправомерность действий общества по организации полигона ТКО.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы, направлены на переоценку данных выводов, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене, изменению состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Вместе с тем судебная коллегия разъясняет, что ООО "Благоустройство и Озеленение" не лишено возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, обосновав свою позицию доказательствами уважительности причин для её предоставления.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 06марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ООО "Благоустройство и Озеленение" - А.Ф. Рашитова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.