Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего А.И. Муртазина,
судей Г.А. Сахиповой, А.В. Мелихова,
при секретаре судебного заседания А.А. Ахметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой апелляционную жалобу П.И. Кузьмина на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года, которым ему отказано в иске к УПФ РФ в г. Набережные Челны РТ (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода службы в армии в тройном исчислении и назначении досрочной страховой пенсии.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения М.Г. Федорова, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.И. Кузьмин обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны РТ (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода службы в армии в тройном исчислении и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указано, что решением ответчика от 28 августа 2018 года ему отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом, в стаж на соответствующих видах работ не засчитан в тройном исчислении период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии в составе ограниченного контингента на территории демократической Республики Афганистан с 06 мая 1987 года по 10 января 1989 года.
Полагая решение незаконным, истец просил суд обязать ответчика включить указанный период в исчислении 1 год службы как 1 год и три месяца.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
Как установлено судом первой инстанции, решением ГУ УПФ РФ в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) N 102600/18 от 28 августа 2018 года П.И. Кузьмину отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в бесспорном порядке было засчитано 9 лет 1 месяц 14 дней, с учетом приравнивания периода службы в рядах Советской Армии в календарном порядке к периодам работы по Списку N 1. Истцу было рекомендовано обратиться за установлением досрочной страховой пенсии по старости в 51 год, с чем был не согласен истец.
Отказывая в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не имеет.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", трудовая пенсия по старости назначается мужчине по достижении возраста 50 лет, если он проработал на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеет страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если мужчина проработал на перечисленных работах не менее половины установленного срока (5 лет) и при этом страховой стаж составляет 20 лет, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного закона, на 1 год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с пп. "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 (далее по тексту - Постановление N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее по тексту - Список N 1 от 1991 года).
Список N 1 цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее по тексту - Список N 1 от 1956 года).
Следовательно, требование о включении периода службы в Советской армии из расчета один месяц службы за три месяца, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической республики Афганистан, и их семьям" является необоснованным.
Так, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 названного постановления льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением подземных работ.
Пунктом 4 указанного Постановления установлено, что для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 настоящего Постановления, на которую претендует истец, периоды пребывания и участия в боевых действиях военнослужащих на территории Демократической республики Афганистан определяются Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР соответственно.
Согласно пункту 5 указанного постановления: Министерству обороны, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР обеспечить: предоставление установленных льгот военнослужащим, рабочим и служащим, указанном в Настоящем Постановлении, и их семьям...
Из изложенного следует, что льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указанный нормативный акт применению не подлежит.
Пенсионный фонд Российской Федерации не отнесен к органам, наделенным данным постановлением соответствующими полномочиями по предоставлению установленных льгот. В компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации не входит предоставление льгот военнослужащим, рабочим, служащим и их семьям, указанным в Постановлении Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории демократической республики Афганистан, и их семьям".
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке по их фактической продолжительности, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах РФ, в календарном порядке (п. 4 ст. 30).
Пункт 9 статьи 30 приведенного закона, предусматривающий право выбора при конвертации пенсионных прав вместо общего трудового стажа применение стажа на соответствующих видах работ, также не оговаривает льготного исчисления службы в Советской Армии по призыву.
Действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР.
Между тем, ни указанным законодательством, ни принятыми впоследствии законодательными актами не предусмотрена возможность льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения пенсий по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, обжалуемое решение УПФР принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию стороны истца с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, они основаны на неправильной трактовке норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П.И. Кузьмина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.