Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Осокиной М.А. на решение Кайбицкого районного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Осокиной Марины Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Осокиной М.А. в поддержку жалобы, объяснения представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фона Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) - Гараевой Р.Т, полагавшей принятое по делу решение законным и обоснованным судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осокина М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указала, что 13 декабря 2018 года подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика от 21 декабря 2018 год в назначении пенсии ей отказано по мотивам отсутствия специального стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж периоды работы: с 16 мая 2000 года по 03 сентября 2001 года в должности медицинской сестры хирургического отделения и период работы с 04 сентября 2001 года по 02 мая 2005 года в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в Кайбицкой центральной районной больнице включены в календарном исчислении.
С данным решением истец не согласилась, полагала его необоснованным, в связи с чем, с учётом уточнения исковых требований просила суд признать за ней право на досрочную пенсию с 13 декабря 2018 года, включив в ее специальный стаж периоды работы с 16 мая 2000 года по 03 сентября 2001 года в должности медицинской сестры хирургического отделения и период работы с 04 сентября 2001 года по 02 мая 2005 года в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в Кайбицкой центральной районной больнице в кратном исчислении, из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Истец Осокина М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что отсутствуют доказательства работы истца в спорные периоды в отделениях (палатах) хирургического профиля, анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, полагая, что её право на зачет спорных периодов работы в специальный стаж в кратном исчислении подтвержден материалами дела.
В суде апелляционной инстанции истец жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика иск не признала.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) (в редакции действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее закон "О страховых пенсиях"), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Как видно из материалов дела, 13 декабря 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением пенсионного органа от 21 декабря 2018 года за N 1535135/18 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж истца периоды работы с 16 мая 2000 года по 03 сентября 2001 года в должности медицинской сестры хирургического отделения и период работы с 04 сентября 2001 года по 02 мая 2005 года в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в Кайбицкой центральной районной больнице включены в специальный стаж в календарном исчислении.
В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 22 года 19 дней. Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия для этого соответствующих правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что с 16 мая 2000 года по 03 сентября 2001 года она работала в должности дежурной медицинской сестры хирургического отделения. С 04 сентября 2001 года по 02 мая 2005 года в качестве медицинской сестры палаты интенсивной терапии.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применятся в том числе:
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 года до 14 ноября 2002 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного вышеуказанным постановлением N 1066 от 22 сентября 1999 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности засчитывается как 1 год и 3 месяца, а врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев.
В пунктах 1 и 2 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа, в которых дает право один год считать за один год и 6 месяцев, являющегося Приложением к вышеуказанным Правилам, указаны операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных отделений хирургического профиля стационаров, медицинские сестры отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии и интенсивной терапии, а также реанимации и интенсивной терапии стационаров государственных и муниципальных учреждений.
Таким образом, должность, которую занимала истец, списками предусмотрена не была.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы с 14 ноября 2002 года по настоящее время в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного вышеуказанным постановлением N 781 от 29 октября 2002 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения год работы в сельской местности засчитывается как 1 год и 3 месяца, а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно Приложению, год работы засчитывается как 1 год и 6 месяцев.
В пунктах 1 и 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа, в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, указаны операционные медицинские сестры, медицинские сестры перевязочных в отделениях хирургического профиля, медицинские сестры палатные отделении (группы, палаты, выездной бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии лечебных учреждений (больниц всех наименований).
Материалами дела не подтверждается существование в период с 04 сентября 2001 года по 02 мая 2005 года в Кайбицкой районной больнице отделения (группы, палаты) реанимации и интенсивной терапии.
Судебная коллегия отмечает, что сведения персонифицированного учета за спорные периоды сдавались в пенсионный орган без указания соответствующего льготного кода (28-СМХР)
Таким образом, оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кайбицкого районного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Осокиной М.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.