Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хасаншина Р.Р,
судей Абдуллиной Г.А, Миннегалиевой Р.М,
при секретаре судебного заседания Джураеве Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Миннегалиевой Р.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ИК МО г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани" - Закирова В.Р. на решение Советского районного суда г. Казани от 04 марта 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Исполнительный комитет МО г. Казани утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью 423 кв. м, находящегося в муниципальной собственности, и находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером.., площадью 650 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 1073 кв. м, в соответствии с каталогом координат, указанным в прилагаемой к настоящему решению схеме.
Мингазовой Т.В. в иске к Исполнительному комитету МО г. Казани о заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказать.
Мингазовой Татьяне Валерьевне в иске к Министерству земельных и имущественных отношений РТ о согласовании проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.
Взыскать с Исполнительного комитета МО г. Казани в пользу Мингазовой Т.В. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины денежную сумму в размере 300 (триста) рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав пояснения истца Мингазовой Т.В, возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия
установила:
Мингазова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету МО г. Казани о согласовании проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью 650 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и своего земельного участка, находящегося в частной собственности, 13 мая 2016 года истец обратилась в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г..Казани. Письмом от 31 мая 2016 года в перераспределении земельных участков было отказано на том основании, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером.., который согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Татарстан принадлежит иному лицу. В последующем, 12 июля 2016 года истец вновь обратилась в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г..Казани, однако в перераспределении было отказано по причине отсутствия согласования проекта с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Причиной отказа явилось то, что присоединяемый земельный участок возможно образовать в качестве самостоятельного. Последующие обращения о принятии решения о перераспределении земельных участков также оставлены без удовлетворения. При этом в действительности территория, на которую увеличивается земельный участок, не представляет самостоятельного значения, так как доступ к земельному участку и жилому дому на нем осуществляется через земельный участок с кадастровым номером.., в настоящее время принадлежащий истице на праве аренды. Все замечания, указанные в ранее направленных письмах ответчика об отказе в принятии решения о перераспределении земельных участков, истцом учтены.
На основании изложенного истец просила обязать Министерство земельных и имущественных отношений РТ согласовать проект постановления Исполнительного комитета МО г..Казани "Об утверждении схемы расположения земельного участка по "адрес" в жилом массиве "адрес" на кадастровом плане территории" о перераспределении земельного участка с кадастровым номером.., находящегося в собственности истицы, и земельного участка с кадастровым номером.., находящегося в муниципальной собственности, обязать Исполнительный комитет МО г..Казани заключить с истицей соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером... и муниципального земельного участка с кадастровым номером...
В ходе рассмотрения дела Мингазова Т.В. исковые требования дополнила, просила суд обязать Исполнительный комитет МО г. Казани утвердить схему расположения земельного участка.
Истец Мингазова Т.В. и ее представитель Акимова В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета МО г.Казани, представляющий также интересы третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани - Саитбаталова Д.Р, в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений РТ - в судебное заседание не явился, представил отзыв о несогласии с иском.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани" - Закирова В.Р. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что 22 июня 2017 года в целях формирования единой государственной политики в Республике Татарстан в области земельных и имущественных отношений, совершенствования правовых, организационных и материально-финансовых условий развития местного самоуправления на территории муниципального образования г. Казань, содействия муниципальному образованию в проведении социально-экономических преобразований на подведомственной территории, развития земельных и имущественных отношений, создания условий для роста благосостояния и качестве жизни населения, исключения коррупционных рисков, а также в целях исполнения Перечня поручения Президента Республики Татарстан по повышению эффективности контроля за деятельностью государственных и унитарных предприятий заключено соглашение о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Муниципального образования г. Казани. До настоящего времени данное соглашение не признано незаконным и несоответствующим действующему законодательству. Вместе с тем суд, принимая обжалуемое решение, не принял во внимание данное обстоятельство.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции истец Мингазова Т.В. возражала против отмены решения суда.
Представители ответчиков - Министерства земельных и имущественных отношений Республики, Исполнительного комитета МО г. Казани, представители третьих лиц - Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, Управления Росреестра по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда не находит.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Одним из таких случаев является перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пункт 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Мингазова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью 650 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок предоставлен истцу на основании постановления руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани от 20 февраля 2008 года N 772, право собственности зарегистрировано 27 марта 2014 года. Площадь земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости составляет 650 кв. м, границы земельного участка уточнены.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани от 23 октября 2014 года N 6158 Мингазовой Т.В. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером.., площадью 425 кв. м, через который обеспечивается доступ к земельному участку с кадастровым номером... Договор аренды земельного участка подписан сторонами 25 ноября 2014 года, право аренды зарегистрировано 18 декабря 2014 года.
В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и своего земельного участка, находящегося в частной собственности, Мингазова Т.В. неоднократно обращалась в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани, однако до настоящего времени решение о перераспределении земельных участков не принято.
Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани был подготовлен проект постановления Исполнительного комитета МО г. Казани "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Чэчэк в жилом массиве "Вознесенское" на кадастровом плане территории", который направлялся в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для согласования.
Однако письмом от 15 декабря 2018 года данный проект отклонен Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от согласования ввиду возможности образования присоединяемой территории в качестве самостоятельной.
Разрешая спор суд пришел к выводу о том, что образование самостоятельного земельного участка в данном случае невозможно, поскольку это исключит возможность доступа на земельный участок с кадастровым номером.., принадлежащий на праве собственности Мингазовой Т.В, доступ к которому осуществляется только через территорию, запрашиваемую истцом к перераспределению.
Судебная коллегия соглашается с вышеизложенными выводами суда, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и правовому регулированию спорных правоотношений.
Из содержания статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Общие требования к образуемым земельным участкам приведены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Доказательств того, что запрашиваемый земельный участок возможно образовать в качестве самостоятельного с сохранением доступа к земельному участку истца в материалы дела ответчиками не представлено.
Принимая во внимание то, что спорный земельный участок предоставлен истцу в аренду для обеспечения доступа к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером.., а также учитывая отсутствие доказательств возможности образования самостоятельного земельного участка на запрашиваемой истцом к перераспределению территории, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требования о возложении на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка площадью 423 кв. м, находящегося в муниципальной собственности, и находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером.., площадью 650 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 1073 кв. м, в соответствии с каталогом координат, указанным в прилагаемой к настоящему решению схеме.
Согласно пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 40 Устава МО г. Казани управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, то есть участками, не отнесенными к собственности Российской Федерации и собственности субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции Исполнительного комитета МО г. Казани.
Доводы апелляционной жалобы об отклонении согласования схемы расположения земельного участка Министерством земельных и имущественных отношении Республики Татарстан со ссылкой на имеющееся между Исполнительным комитетом МО г. Казани и Министерством земельных и имущественных отношении Республики Татарстан соглашение о взаимодействии от 22 июня 2017 года правого значения не имеют, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями закона и устава управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, отнесено к компетенции Исполнительного комитета МО
г. Казани.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 04 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ИК МО г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани" - Закирова В.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.