Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя
Миннуллина К.С. - Насырова Р.А. на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 12 марта 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Миннуллина К.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о возложении обязанности перерасчета пенсии с учетом стажевого коэффициента и возложении обязанности доплаты отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Габдрахмановой Г.А, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миннуллин К.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани (далее - УПФР, пенсионный орган) о возложении обязанности перерасчета пенсии с учетом стажевого коэффициента и возложении обязанности доплаты.
В обоснование исковых требований указал, что с "дата" ему установлена трудовая пенсия по старости. "дата" истец обратился в УПФР за получением разъяснений о порядке расчета пенсии. "дата" истцом получен ответ... в котором изложен расчет его пенсии. С этим расчетом истец не согласен, полагая, что период его работы с "дата" по "дата" в качестве подземного забойщика на Северном руднике предприятия "Североуральске бокситовые рудники" подлежит включению в стаж по Списку N 1. Также по Списку N 1 подлежит включению работа истца в период с "дата" по "дата" по трехгодичному договору на районе, приравненному к Крайнему Северу. Поскольку работа по Списку N 1 непосредственно следовала после службы в составе Вооруженных Сил СССР, период службы с "дата" года рождения по "дата" также подлежит включению в стаж по Списку N 1. Соответственно, с учетом приравненной деятельности и продолжительности стажа по Списку N 1 период работы должен составить 5 лет 11 месяцев 26 дней. Считает, что указанная продолжительность работы по Списку N 1 дает право на пониженные требования к стажу, а именно определение стажевого коэффициента в размере 75 %.
На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести расчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 75 % и произвести доплату с учетом выплаченных сумм пенсии с "дата".
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика с иском не согласился, представив отзыв.
Суд в приведенной выше формулировке вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, приводя доводы, аналогичные приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что спорные периоды работы истца, а также служба в армии подлежали включению в стаж по Списку N 1.
В суд апелляционной инстанции истец и его представитель не явились, извещены.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции с жалобой не согласился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 3BR>N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 7 этого Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Миннуллин К.С. является получателем досрочной пенсии по Списку N 2 с "дата".
С "дата" УПФР в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произвело истцу перерасчет пенсии в соответствии с положениями пункта 3 статьи 30 данного закона.
Стажевой коэффициент при расчете размера досрочной пенсии определен истцу в размере 74 % с учетом продолжительности стажа 44 года 4 месяца 2 дня. Размер установленной Миннуллину К.С. пенсии составляет 22518 рублей 01 копейка.
"дата" истец обратился в УПФ РФ за получением разъяснений о порядке расчета пенсии.
"дата" истцом получен ответ... в котором изложен расчет его пенсии, с которым Миннуллин К.С. не согласился и, полагая, что размер пенсии при перерасчете был рассчитан ответчиком неверно, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ N "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно пунктам 2 и 3 указанной статьи закона заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Материалы дела не содержат доказательств обращения истца в пенсионный орган с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с предоставлением подтверждения его работы в условиях, предусмотренных Списком N 1, расчет пенсии и последующий ее перерасчет произведены в соответствии с представленными документами. Решение об отказе истцу в перерасчете размера пенсии после предоставления соответствующих документов пенсионным органом не выносилось.
Учитывая заявительный характер спорных правоотношений, основания для проведения самостоятельного перерасчета пенсии истца у ответчика отсутствовали.
Разрешая дело по доводам жалобы, коллегия исходит из следующего.
Истец полагает, что периоды его работы с "дата" по "дата" на III Северном руднике предприятия "Североуральские бокситовые рудники" в качестве подземного забойщика, а также с "дата" по "дата" по 3 годичному договору Крайнего Севера на основании Постановления Совета Министров СССР от 28 июля 1948 года, подлежат включению в стаж по Списку N 1 для исчисления размера пенсии.
Вместе с тем, основным условием назначения досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда является документально подтвержденная постоянная занятость в течение полного рабочего дня в производствах, на работах, в профессиях и должностях предусмотренных Списками N 1 и N 2.
Основным документом, подтверждающим период работы, должность, является трудовая книжка работника, а для уточнения производства, в котором осуществлялась указанная работа, и подтверждения льготного характера выполняемой работы и полной занятости в профессиях и условиях, предусмотренных в Списке N 1 или N 2, администрация предприятия на основании подтверждающих архивных документов выдает уточняющие справки, что предусмотрено пунктом 4 раздела II "Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Без уточняющей справки, выданной предприятием и подтверждающей характер работы и условия труда работников, в профессиях и производствах, предусмотренных в Списке N 1 или N 2, льготный стаж для назначения досрочной пенсии не устанавливается.
Уточняющая справка по указанным выше периодам работы истцом в Пенсионный фонд не представлялась, в связи с чем стажа по Списку N 1 у него не имелось, эти периоды исчислены в общем порядке. Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, истец при обращении за назначением пенсии в заявлении просил назначить ему пенсию по Списку N 2, прилагая все необходимые документы, подтверждающую трудовую деятельность именно по Списку N 2. Таким образом довод жалобы о том, что указанные выше периоды работы истца подлежат включению в стаж по Списку N 1, является не состоятельным.
Согласно подпункту "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, в стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. При этом в пункте 109 Положения было закреплено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из материалов дела периоду прохождения Миннуллиным К.С. военной службы не следует и не предшествует работа на льготных условиях, спорные периоды работы исчислены общим стажем, в связи с чем оснований для включения периода прохождения истцом военной службы в специальный стаж у суда не имелось.
Также не состоятелен довод жалобы о необходимости расчета пенсии с учетом стажевого коэффициента 75 %.
В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении размера страховой пенсии по старости, участвующий в расчете пенсии при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКс) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии) исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В части 1 статьи 30.3 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечислены основания для перерасчета размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 Федерального закона).
Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 данного Закона, закреплены варианты определения расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, установлен разный порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж (абзац третий), а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (абзац четвертый).
Согласно приведенным выше положениям пенсионного законодательства размер страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, рассчитывается индивидуально с учетом трудового вклада гражданина и зависит:
- от продолжительности общего фактического трудового стажа гражданина, подтвержденного документально, по состоянию на 01 января 2002 года;
- от продолжительности общего фактического трудового стажа гражданина за период работы до 01 января 1991 года (для расчета суммы валоризации);
- от уровня среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года, установленного на основании представленной гражданином справки о заработке, выданной предприятием или архивным органом, или за 24 месяца работы в 2000-2001 годах (по данным персонифицированного учета - без представления гражданином справки о заработке), ограниченного предельной (максимальной) величиной 1,2;
- от суммы страховых взносов за период работы после 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, поступивших от работодателя на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (сумма страховых взносов зависит от заработной платы работника с учетом которой работодатели осуществляли начисление страховых взносов на пенсию работника).
С 01 января 2010 года вступил в силу федеральный закон от 24 июня 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которому с 01 января 2010 года проведена валоризация (повышение) пенсионных прав граждан. Базовое увеличение расчетного пенсионного капитала составило 10 % и сверх того 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года.
Из представленных в деле разъяснений УПФР по Республике Татарстан от "дата"... стажевой коэффициент при расчете размера досрочной пенсии определен истцу в размере 0,74 (0,55 за 25 лет работы плюс 0,19 сверх 19 лет работы сверх 25 лет) с учетом продолжительности стажа на "дата" - 44 года 4 месяца 2 дня.
На основании представленных сведений суд первой инстанции пришел к верному выводу, что стажевой коэффициент для расчета размера досрочной пенсии по старости по Списку N 2 определен Миннуллину К.С. верно в соответствии с нормами федерального законодательства.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную истцом в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 12 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Миннуллина К.С. - Насырова Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.