Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Калимуллина Р.Я, Муртазина А.И,
при секретаре судебного заседания Гусамовой Н.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Хабибуллина Р.И. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 18 марта 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Хабибуллина Р.И. к ООО "Управляющая компания "Уют Плюс" о возложении обязанности привести расчет начислений за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за коммунальную услугу "отопление" за период с 01 ноября 2015 года по 31 января 2017 года, а также за период с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2018 года оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Хабибуллина Р.И, поддержавшего жалобу, и возражения представителя ответчика - ООО "УК "Уют Плюс" - Исмагиловой А.Р, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабибуллин Р.И. обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Уют плюс" о возложении обчзанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "отопление" за период с 01.11.2015 по 31.01.2017 включительно, с 01.09.2017 по 30.09.2018 включительно, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры "адрес", 29.04.2013 в жилом помещении установлен индивидуальный прибор учёта тепловой энергии, 25.06.2013 дом введён в эксплуатацию.
17.07.2013 истец заключил договор управления жилого помещения в многоквартирном доме с ООО "УК "Уют плюс". 29.11.2013 на основании его заявления ответчик ввел в эксплуатацию с 01.12.2013 ИПУ тепловой энергии (заводской номер 23483806), 20.09.2016 ответчик на основании заявления истца ввел в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии (заводской номер 41084748), о чём составлены акты ввода в эксплуатацию прибора учета, на основании которых происходит начисление потребленной коммунальной услуги.
Квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета потребляемых коммунальных услуг, им ежемесячно подаются соответствующие показания, все начисления производятся согласно утвержденными ИК МО г. Казани тарифам.
По окончании срока службы установленного и введённого в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии произведена замена прибора учета тепловой энергии, совершены действия по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, однако ответчик данные ИПУ тепловой энергии, поданные в соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, не вводит в платежные документы и производит расчет за коммунальную услугу "отопление" без учета данных ИПУ тепловой энергии.
Истцом в адрес ответчика и ГЖИ направлялись письменные обращения по урегулированию данного вопроса.
На основании изложенного Хабибуллин Р.И. полагает, что ответчиком нарушены пункты 3.1.4, 4.1.7, 4.2.1 договора управления с собственником помещения многоквартирного дома от 17.07.2013, в связи с чем он просил возложить на ООО "УК "Уют Плюс" обязанность привести расчет начислений за коммунальную услугу "отопление" в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, произвести перерасчет начислений за коммунальную услугу "отопление" за период с 01.11.2015 по 31.01.2017, а также за период с 01.09.2017 по 31.12.2018.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе истец Хабибуллин Р.И. просит отменить решение по мотиву его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности, указывается на то, что имеющие значение для дела юридически значимые факты не подтверждены допустимыми и достоверными доказательства, выводы суда не мотивированы, судом не дана надлежащая оценка всем доводам истца, изложенным в исковом заявлении.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 1 статьи 13 федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с подпунктом "ж(1)" пункта 31 Правил, исполнитель обязан: осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
Согласно подпункту "а" пункта 32 Правил, исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 42(1) Правил установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункта 3(1) приложения N 2 к Правилам, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1): Pi = Si x VT x TT, где: Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (п. 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Из материалов дела следует, что по акту приема-передачи от 03.07.2013, заключенному между ООО "Риэлти" (действующего от имени и за счет ООО "Центр Сити"), Хабибуллиным Р.И. и Карпухиной Я.В. в соответствии с условиями договора N СБ 9-11 от 18.06.2012 передана квартира "адрес", согласно счетам на оплату лицевой счет на квартиру открыт на имя Хабибуллина Р.И, управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "Уют Плюс".
Обращаясь в суд с иском, истец указал на неправильное осуществление управляющей компанией расчёта по плате за услугу "отопление" за периоды с 01.11.2015 по 31.01.2017 и с 01.09.2017 по 31.12.2018, который, по мнению истца, должен производиться исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Однако из объяснений ответчика, письменных материалов, выставляемых им в адрес истца квитанций и предоставленных расчетов следует, что расчет платы за отопление производился ими по формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поскольку не все жилые помещения в спорном доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Так, согласно абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
С учётом изложенного, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в многоквартирном жилом доме "адрес" в рассматриваемый период не все помещения были оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, которые были бы введены в эксплуатацию в установленном порядке, в связи с чем расчёт платы за отопление по ИПУ не представлялся возможным, суд первой инстанции пришёл к правильному об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Хабибуллиным Р.И. требований.
Судом так же учтено, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Этим же постановлением Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При этом согласно абз. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом истолковании, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.
В ходе проведённой органами прокуратуры проверки правомерности начисления платежей за услугу "отопление" установлено, что ООО "УК "Уют Плюс" в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П с начала отопительного сезона 2018 года производит расчеты по показаниям ИПУ тепла. Сверкой начислений за услугу отопление в многоквартирном доме "адрес" установлено, что расчет по приборам учета производится только собственникам жилых помещений, осуществившим поверку установленных приборов учета ИПУ тепла или их замену.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы истца Хабибуллина Р.И. сводятся к изложению его правовой позиции, выраженной им в суде первой инстанции, данные доводы не опровергают изложенных в решении выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца Хабибуллина Р.И, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда г. Казани от 18 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Хабибуллина Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.