Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Никулиной О.В,
судей Абдуллиной Г.А, Калимуллина Р.Я,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Абдуллиной Г.А. апелляционную жалобу Зарипова Р.И, апелляционное представление Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2019 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении заявления Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстана о возложении обязанности на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание, расположенное по адресу: "адрес", а именно: реконструировать путем установки на лестничном марше между входом и лифтом многоквартирного дома вертикального подъемника.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан Кириллова Э.В, поддержавшего представление, Зарипова Р.И, поддержавшего представление прокурора и доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в защиту интересов инвалида 1 группы Зарипова Р.И. к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении беспрепятственного доступа в здание, путем установки на лестничном марше, между входом и лифтом многоквартирного дома вертикального подъемника для инвалидов-колясочников.
В обоснование требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой, по поступившему обращению Зарипова Р.И, проведена проверка соблюдения исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан законодательства о защите социальных прав граждан. Указанной проверкой установлено, что заявитель Зарипов Р.И. является инвалидом-колясочником и проживает по адресу: "адрес"А, "адрес". Данный многоквартирный дом частично оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. Имеется пандус для доступа в подъезд и откидной пандус для доступа к лифту, между тем откидной пандус не соответствует требованиям ГОСТ и СНиПов. Согласно ответа руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 12 апреля 2018 года комиссией принято решение об установлении в рассматриваемом многоквартирном доме вертикального подъемника для инвалидов-колясочников. Актом N 5 от 10 августа 2018 года Зарипову Р.И. предлагалось передать лестничный гусеничный мобильный подъемник для инвалидов-колясочников "Т09 Roby", однако указанный подъемник, ввиду конструктивных особенностей и состоянию здоровья, не соответствует требованиям инвалида Зарипова Р.И.
На основании изложенного Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан просил суд возложить обязанность на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обеспечить беспрепятственный доступ в здание, путем установки на лестничном марше между входом и лифтом многоквартирного дома вертикального подъемника для инвалидов-колясочников.
В заседании суда первой инстанции представитель Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан Низамова Г.И. заявление поддержал.
Представитель ответчика исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Чистякова В.В. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Билалиева Л.В, разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Третье лицо Зарипов Р.И. не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований, постановилрешение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Зарипов Р.И. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
В обоснование жалобы указывается, что Зарипов Р.И, является участником боевых действий, получил инвалидность первой группы в результате тяжелого ранения в период исполнения обязанностей военной службы в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в период Чеченских событий, в связи с чем является инвалидом-колясочником и не имеет возможности самостоятельно передвигаться, поскольку в подъезде отсутствует вертикальный подъемник для его передвижения без посторонней помощи. Также апеллянт указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание его доводы о том, что предложенный ответчиком вариант обеспечения доступа не может быть рассмотрен Зариповым Р.И, поскольку лестничный гусеничный мобильный подъемник не может быть им использован без посторонней помощи.
В апелляционном представлении Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан просит решение суда отменить, удовлетворив требования заявителя.
При этом выражает несогласие с выводом суда о том, что устройство на лестничном марше подъемной платформы для инвалидов-колясочников не является обязанностью органа местного самоуправления. Однако данный вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления и подлежит разрешению с учетом разумного приспособления внутреннего пространства подъезда для нужд мобильных групп населения. Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что откидной пандус, расположенный на лестничном марше, который Зарипов Р.И. с помощью посторонних лиц привез с предыдущего жилого дома и установил, не соответствует нормативным параметрам, что было выявлено при совместной проверке от 12 марта 2019 года со специалистом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан. Более того, предложенный органом местного самоуправления гусеничный подъемник не подходит Зарипову Р.И. ввиду конструктивных особенностей и состоянию здоровья.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующему.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом первой инстанции установлено, что Зарипов Р.И. является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой об инвалидности N 188254 от 1 октября 2012 года.
Согласно индивидуальной программе реабилитации N 1546 от
2 октября 2012 года Зарипов Р.И. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации - креслом-коляской с электроприводом ширина сидения 52 см, один раз в пять лет.
По заявлению Зарипова Р.И. Зеленодольской городской прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка соблюдения исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан законодательства о защите социальных прав граждан, в части обустройства жилого дома по адресу: "адрес", необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Проверкой установлено, что многоквартирный дом, в котором проживает Зарипов Р.И, частично оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. Имеется пандус для доступа в подъезд и откидной пандус для доступа к лифту, между тем откидной пандус не соответствует требованиям ГОСТ и СНиПов.
28 августа 2018 года в адрес руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вынесено представление об устранении нарушений норм законодательства о защите социальных прав граждан.
Согласно ответу руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от
9 октября 2018 года, в жилом доме по адресу: "адрес", где проживает
Зарипов Р.И, частично созданы беспрепятственные условия для проживания инвалида колясочника (уличный пандус, полугрузовой лифт). В доме отсутствует беспрепятственный доступ к лифту (имеется лестничный марш, присутствует откидная аппарель). Аппарели были рекомендованы к установке в жилых домах по Федеральной программе "Доступная среда". Комиссия пришла к выводу о необходимости установки вертикального подъемника до уровня пола грузового лифта. Так как стоимость таких подъемников более 300000 руб, а исполнительный комитет не располагает такими средствами, то Зарипову Р.И. была предложена альтернатива в виде лестничного гусеничного мобильного подъемника марки "Т09 Roby" в постоянное и бессрочное пользование, о чем был составлен акт приема-передачи N 2 от 10 августа 2018 года. От принятия данного подъемника и от подписи в акте Зарипов Р.И. отказался.
В ходе судебного разбирательства Зарипов Р.И. не отрицал, что ему предлагался лестничный гусеничный мобильный подъемник для инвалидов-колясочников "Т09 Roby", однако указанный подъемник ввиду конструктивных особенностей, тяжести не удобен в использовании, а также использование данного подъемника возможно лишь при посторонней помощи, в связи с чем истец настаивал на удовлетворении заявленных требований о реконструкции путем установки на лестничном марше между входом и лифтом многоквартирного дома вертикального подъемника.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Зеленодоьского городского прокурора Республики Татарстан суд первой инстанции исходил из того, что устройство на лестничном марше подъемной платформы для инвалидов-колясочников не является обязанностью органа местного самоуправления, а именно исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, данный вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления и подлежит разрешению с учетом разумного приспособления внутреннего пространства подъезда для нужд малобильных групп населения. При этом указывая, что исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан были предприняты меры, направленные на восстановление нарушенных прав Зарипова Р.И. на беспрепятственный доступ к объекту общего имущества многоквартирного дома, беспрепятственного его выхода и входа в многоквартирный дом, в котором он постоянно проживает, однако Зарипов Р.И. отказался от получения в пользование лестничного гусеничного мобильного подъемника марки "Т09 Roby".
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Таким образом, жилые здания, согласно положениям указанного Федерального закона, отнесены к объектам социальной инфраструктуры.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля
2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался факт того, что у Зарипова Р.И. отсутствует реальная возможность доступа к жилому помещению, в котором он проживает, так как Зарипов Р.И. от входа в подъезд по лестничному маршу не может подняться на лифтовый этаж без посторонней помощи. При том, что установленный откидной пандус для доступа к лифту не соответствует требованиям ГОСТ и СНиПов.
Более того, вышеуказанным нормами права предусмотрено, что у инвалида-колясочника должна быть обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории объектов социальных инфраструктур, к которым, в том числе, отнесены жилые дома.
Между тем, предложенный вариант органами местного самоуправления - лестничный гусеничный мобильный подъемник марки "Т09 Roby" не может обеспечить возможность самостоятельного продвижения, поскольку требует дополнительной посторонней помощи для передвижения Зарипова Р.И.
Кроме того, в случае чрезвычайных ситуаций и необходимости эвакуации из здания жилого дома Зарипов Р.И. будет лишен возможности покинуть его без посторонний помощи, что также противоречит требования закона.
При таких обстоятельствах требования Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан подлежат удовлетворению.
Доводы исполнительного комитета Зеленодольского муниципального образования об отсутствии бюджетных средств для установления вертикального подъемника, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку согласно абзацу 5 пункта 8 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстан.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2019 года по данному делу отменить, принять новое решение.
Заявление Зеленодольского городского прокурора Республики Татарстана к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, удовлетворить.
Возложить обязанность на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в здание, расположенное по адресу: "адрес", а именно: реконструировать путем установки на лестничном марше между входом и лифтом многоквартирного дома вертикального подъемника.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.