Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего А.И. Муртазина,
судей Г.А. Сахиповой, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания А.А. Ахметовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой апелляционную жалобу истца Р.Ш. Умержановой на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 15 марта 2019 года, которым иск Р.Ш. Умержановой был удовлетворен частично и постановлено: обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии Р.Ш.Умержановой период работы с 14 ноября 1989 года по 14 января 1993 года в должности медрегистратора в "Консультативно-диагностическом центре" Республики Казахстан, а также применить к периодам работы Р.Ш.Умержановой с 29 января 1993 года по 26 июля 1996 года в должности палатной медсестры гинекологического отделения Медико-санитарной части-2 Министерства здравоохранения Республики Казахстан и НАК "КАТЭП" льготный порядок исчисления - один год работы как 1 год и 6 месяцев
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Р.Ш.Умержановой и ее представителя Л.Г. Гатауллиной, поддержавших апелляционную жалобу и объяснения представителя ответчика А.Ю. Закировой, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Ш.Умержанова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Советского района г. Казани о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и признании права на ее назначение.
В обосновании требований указывает, что решением ответчика от 08 ноября 2018 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику в связи недостаточностью требуемого стажа 30 лет. По решению УПФР на дату обращения за назначением пенсии стаж составлял 25 лет 03 месяца 07 дней.
В стаж для досрочной пенсии не включены периоды:
- с 14 ноября 1989 года - по 14 января 1993 года - работа в должности медрегистратора в "Консультативно-диагностическом центре" Республики Казахстан;
- с 12 июня 1997 года - по 31 декабря 1997 года - работа в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Открытом акционерном обществе "Медико-санитарная часть - 2" Восточно-Казахстанской области.
В стаж для досрочной пенсии включен в календарном порядке, без льготного исчисления 1 год как 1 год и 6 месяцев, период работы с 29 января 1993 года по 11 июня 1997 года в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Открытом акционерном обществе "Медико-санитарная часть - 2" Восточно-Казахстанской области.
Полагая решение незаконным, увеличив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истица просила суд включить в стаж для досрочной страховой пенсии:
- с 14 ноября 1989 года - по 14 января 1993 года - работа в должности медрегистратора в "Консультативно-диагностическом центре" Республики Казахстан в календарном порядке;
- с 27 июля 1996 года - по 11 июня 1997 года - в должности медсестры гинекологического отделения Медико-санитарной части-2 и НАК "КАТЭП" в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев;
- с 12 июня 1997 года - по 31 декабря 1997 года - работа в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Открытом акционерном обществе "Медико-санитарная часть - 2" Восточно-Казахстанской области в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев.
- Применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы с 29 января 1993 года - по 26 июля 1996 года в должности медсестры гинекологического отделения Медико-санитарной части-2 МЗ РК и НАК "КАТЭП", включенному в стаж для досрочной страховой пенсии в календарном порядке.
- Назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию в связи с лечебной деятельностью с даты обращения к ответчику с заявлением - с 23 июля 2018 года.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением в части отказа в удовлетворении требований, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении в полном объеме. Указывается на принятие решения в нарушение норм пенсионного законодательства Российской Федерации, которые подлежали применению к спорным правоотношениям. Судом не учтено, что страховые взносы в период ее работы в Казахстане уплачивались в полном объеме.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
Согласно статье 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ) от 28 декабря 2013 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указанным постановлением определен порядок применения Списков, предоставляющих право на досрочное пенсионное обеспечение, согласно которому для учета периодов медицинской деятельности:
- до 01 января 1992 года применялся Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397;
- с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464;
- с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения";
- с 01 января 2002 года применяется Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Согласно пункту 3 Постановления от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Республика Казахстан является участником Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Согласно статье 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда России от 2 июня 2004 года N99 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-республик бывшего СССР". Для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках соглашения от 13 марта 1992 года приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно статье 5 данного Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (далее -Постановление Пленума ВС РФ N30), при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (ранее действовавшего федерального закона) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Как установлено судом первой инстанции, 23 июля 2018 года истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Казани с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование своего заявления истица предоставила документы, подтверждающие наличие специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
08 ноября 2018 года решением Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Казани N 853919/18 в назначении истице пенсии было отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В бесспорном порядке ответчиком включено в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии 25 года 3 месяца 07 дней.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Казани от 30 ноября 2018 года N 853919/18 решение от 08 ноября 2018 года было отменено, в назначении истице пенсии было отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В бесспорном порядке в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии ответчиком включено 24 года 4 месяца 22 дня.
Суд удовлетворив требования истца частично, исходил из того, что доводы искового заявления о неправомерности исключения из льготного стажа истицы иных спорных периодов работы, имевших место на территории Республики Казахстан после 27 июля 1996 года, являются необоснованными, поскольку с 01 января 1998 года институт досрочной пенсии медицинским работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 N 137-1, в связи с чем в специальный стаж истца для определения ее права на такую пенсию на территории Российской Федерации могут быть включены периоды медицинской деятельности на территории Республики Казахстан, имевшие место в период до 27.07.1996 - даты фактического действия ст. 37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан".
Кроме того, периоды работы в 12 июня 1997 года - по 31 декабря 1997 года в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Открытом акционерном обществе "Медико-санитарная часть - 2" Восточно-Казахстанской области также не были включены судом в льготный стаж истца в виду того, что возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении спора полно и всесторонне проверил обстоятельства дела, правильно определилкруг юридически значимых обстоятельств по делу, дал объективную, соответствующую нормам гражданского процессуального права оценку доказательствам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно мотивированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 15 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Ш. Умержановой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.