Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Никулиной О.В,
судей Абдуллиной Г.А, Муртазина А.И,
при секретаре судебного заседания Гафуровой Ю.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Павловой Веры Семеновны на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 01 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении иска Павловой Веры Семеновны к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Альметьевске РТ (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Рахматуллиной Г.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Павлова В.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (далее - УПФР) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истица указала, что решением УПФР от 12.11.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. В указанный стаж не включены периоды ее работы с 01.02.1994 по 31.01.1995г, с 01.02.1995 по 31.10.1995г, с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2017 в должности фельдшера в здравпункте АО "Альметьевск-Водоканал". Истица не соглашается с таким решение УПФР, указывая, что в спорный период работала фактически в медпункте организации, просила признать незаконным решение ответчика и обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию с 23.10.2018.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал и пояснил, что указанные периоды обоснованно не включены в специальный стаж истца.
Представители третьего лица - АО "Альметьевск-Водоканал" с иском не согласились, пояснив, что действительно истица была принята на работу на должность фельдшера, однако структурного подразделения "здравпункт" с 1994 года по 2017 года по штатному расписанию не предусмотрено.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Павлова В.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку представленных доказательств. Полагает, что фактически медпункт был в составе организации АО "Альметьевск-Водоканал", где она и работала в спорный период.
УПФР представило возражения на апелляционную жалобу истицы, из которых следует, что согласно штатному расписанию с 01.01.1994 в структуре АО "Альметьевск-Водоканал" имелось структурное подразделение "делопроизводство и мед. обслуживание", где предусматривалась медсестра (фельдшер). Начиная с 01.03.1995 года, в штатном расписании структурное подразделение фигурирует как "непромышленный персонал", где предусмотрен фельдшер. В номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 N 395 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 03.06.2003 N 229, которым утверждена новая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения) в разделе Лечебно - профилактические учреждения, отсутствуют наименования "делопроизводство и медобслуживание", "непромышленный персонал", АО "Альметьевск-Водоканал".
Третье лицо - АО "Альметьевск-Водоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что АО "Альметьевск -Водоканал" не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности. На предприятии осуществляется только предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Согласно карте аттестации рабочего места "фельдшера" по условиям труда право на досрочную пенсию отсутствует, класс условий труда 2 допустимые. Согласно карте специальной оценки условий труда "фельдшера", право на досрочную пенсию отсутствует, класс условий труда 2 допустимые.
Истица в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР - Рахматуллина Г.И. с жалобой не согласилась.
Представитель третьего лица - АО "Альметьевск-Водоканал" в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. (ч.1)
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Из материалов дела следует, что решением УПФР N 1295356/ЯФ-07-01-12/4747 от 12.11.2018 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, выработано 6 лет 8 месяцев 14 дней. При этом, в стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с 01.02.1994 по 31.01.1995 в должности "фельдшера" в структурном подразделении "делопроизводство и медобслуживание" Производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства (АО "Альметьевск-Водоканал"), с 01.02.1995 по 31.10.1999 в должности "фельдшера" в структурном подразделении "непромышленный персонал" Производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства (АО "Альметьевск-Водоканал").
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требования закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорные периоды истица работала именно в здравпункте АО "Альметьевск-Водоканал", отклоняются судебной коллегией за недоказанностью.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно Списку профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в том числе в период работы истицы в качестве фельдшера, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии со Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N35, действовавший до 01.12.2008) учреждение Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства (АО "Альметьевск-Водоканал"), а также структурные подразделения "делопроизводство и медобслуживание" "непромышленный персонал" не предусмотрены, в связи с чем период работы истицы с 01.02.1994 по 31.01.1995 в должности фельдшера в структурном подразделении "делопроизводство и медобслуживание" Производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства (АО "Альметьевск-Водоканал"), с 01.02.1995 по 31.10.1999 в должности фельдшера в структурном подразделении "непромышленный персонал" Производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства (АО "Альметьевск-Водоканал") обоснованно не включены в специальный стаж истицы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Действовавший и применявшийся в период работы истицы с 01.11.1999 по 31.12.2001 в должности фельдшера в структурном подразделении "непромышленный персонал" Производственного управления водопроводно- канализационного хозяйства (АО "Альметьевск-Водоканал") Список должностей, работа в которых зачитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 также предусматривал возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов работы врачей и среднего медицинского персонала только в учреждениях здравоохранения, в числе которых наименование учреждения АО "Альметьевск-Водоканал", наименование структурного подразделения "непромышленный персонал" не предусмотрены.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; - в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; - в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; - в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ртах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Период работы истицы с 01.01.2002 по 31.12.2017 в должности фельдшера в структурном подразделении "непромышленный персонал" АО "Альметьевск-Водоканал" также не может быть включен в ее специальный стаж, так как данная организация и наименование структурного подразделения не отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Представленные документы не свидетельствуют о том, что истец в спорные периоды времени осуществляла трудовую деятельность в структурных подразделениях, предусмотренных п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Кроме того, в оспариваемые периоды работодателем представлены индивидуальные сведения общим стажем, без указания кода особых условий труда.
Доводы истицы о ее работе в спорные периоды именно в здравпункте АО "Альметьевск-Водоканал" опровергаются представленными работодателем (третьим лицом по настоящему делу) копией приказа N 21-ок от 01.02.1994, согласно которому она принята на должность фельдшера, наименование "здравпункт" не указано. В трудовую книжку, в которой было указано место работы "здравпункт", работодателем истицы внесены исправления о приеме на работу на "участок делопроизводства и медобслуживания", а также непромышленного персонала. Данных о наличии в указанном учреждении здравпункта или медпункта материалы дела не содержат. Штатными расписаниями данной организации в спорные периоды такое структурное подразделение как "здравпункт".
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 01 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Павловой Веры Семеновны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.