Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Моисеевой Н.Н, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мубаракшиной Г.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 марта 2019 года, которым постановлено:
Заявление Зеленодольского городского прокурора РТ, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в срок до 01.01.2020 года в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 установить систему контроля и управления доступом, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, а Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора Карпова К.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к МБОУ "Открытая СОШ N 1 ЗМР РТ" о возложении обязанности в срок до 01.01.2020 года в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 установить систему контроля и управления доступом, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, а Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В обоснование требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой Республики Татарстан во исполнение задания прокуратуры Республики Татарстан N27-22-2018 от 22.10.2018 о проведении проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения пропускного режима и реагирования на сообщение о террористической угрозе на объектах с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, 01.11.2018 поручено Врио начальника ОВО по Зеленодольскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по РТ" провести обследование (технический осмотр) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности образовательных учреждений района. Результаты проверки свидетельствуют, что руководством МБОУ "Открытая СОШ N 1 ЗМР РТ" не ведутся мероприятия направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно не обеспечена физическая охрана сотрудниками (гражданином) с соответствующей лицензией, обладающими необходимыми навыками и прошедшими специальную подготовку по осуществлению физической охраны данного объекта, отсутствует система контроля и управления доступом. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществлением комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и его учащихся следует обеспечить физическую охрану сотрудниками (гражданином) с соответствующей лицензией, обладающими необходимыми навыками и прошедшими специальную подготовку по осуществлению физической охраны данного объекта, установить систему контроля и управления доступом. Обозначенные нарушения способствуют созданию негативных последствий в учреждении, ставят под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц, в связи с чем Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апеллянт считает решение незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушения процессуальных норм, выразившихся в отсутствии указания позиции Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Выражает несогласие с заявленными требованиями, поскольку в МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" имеется охрана, при этом, на ответчика не возложена обязанность финансировать деятельность по охране объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Зеленодольской городской прокуратуры РТ - прокурор Карпов К.В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с 21.10.2017 г. и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
На основании п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании", охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании", к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пункт 2 часть 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Нормами п. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании" предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием.
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией);
в) разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Из материалов дела следует, что во исполнение задания прокуратуры РТ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и законодательства об образовании в деятельности МБОУ "Открытая СОШ N 1 ЗМР РТ", расположенного по адресу: "адрес".
В ходе проверки установлено, что в МБОУ "Открытая СОШ N 1 ЗМР РТ", в нарушении требований п. 22, 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", не обеспечена физическая охрана сотрудниками (гражданином) с соответствующей лицензией, обладающими необходимыми навыками и прошедшими специальную подготовку по осуществлению физической охраны данного объекта, отсутствует система контроля и управления доступом.
Из Устава МБОУ "Открытая СОШ N 1 ЗМР РТ" (л.д.7-31) следует, что школа является муниципальным бюджетным учреждением, созданным для выполнения работ и оказания услуг в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности основного общего и среднего общего образования.
Согласно п. 1.8 Устава учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республик Татарстан.
Разрешая заявление прокурора, учитывая обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, а также исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования Зеленодольского городского прокурора РТ являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом, судом принято во внимание, что МБОУ "Открытая СОШ N 1 ЗМР РТ" является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обязанность по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, установить систему контроля и управления доступом, должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Исполнительным комитетом ЗМР РТ.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами городского суда, поскольку материалами дела подтверждаются установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, что привело к вынесению законного и обоснованного судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта.
Таким образом, анализируя приведенные правовые нормы и доказательства по делу в совокупности, суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, постановилпо делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.