Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Моисеевой Н.Н, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мубаракшиной Г.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционным жалобам ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N1 УФСИН по РТ" и УФСИН по РТ на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года, которым постановлено:
Обязать Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительной учреждение N1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан", Управление Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан, в срок до 11 июля 2019 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
1) произвести ремонт автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отряде N6;
2) произвести ремонт шлейфа системы автоматической пожарной сигнализации в отряде N2 для проживания спецконтингента;
3) обеспечить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем автоматической противопожарной защиты;
4) произвести ремонт автоматической пожарной сигнализации на 1-ом этаже административного корпуса N2 участка колонии-поселения;
5) установить автоматическую пожарную сигнализацию на 2-ом этаже административного корпуса N2 участка колонии-поселения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нижнекамский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан" (далее по тексту - ФКУ "ЛИУ N1 УФСИН по РТ"), Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН по РТ) о понуждении устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование требований указано, что проведенной 11 января 2019 года прокурором с привлечением в качестве специалиста сотрудника ОНД и ПР по Нижнекамскому муниципальному району РТ УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ проверкой исполнения требований по ранее внесенному на имя начальника ФКУ "ЛИУ N1 УФСИН по РТ" представлению от 05 апреля 2018 года об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, установлены факты не устранения ранее выявленных нарушений, а именно: 1) автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отряде N6 находится в неисправном состоянии (не берутся под охрану); 2) неисправен шлейф системы автоматической пожарной сигнализации в отряде N2 для проживания спецконтингента; 3) не обеспечено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем автоматической противопожарной защиты; 4) на 1-ом этаже административного корпуса N2 участка колонии-поселения система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется в неисправном состоянии (ДИП закрыты транспортировочными колпаками); 5) 2-ой этаж административного корпуса N2 участка колонии-поселения не защищен автоматической установкой пожарной сигнализации (отсутствует ДИП).
Поскольку в результате бездействия и недобросовестного отношения администрации ФКУ "ЛИУ N1 УФСИН по РТ" к соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности нарушаются права и законные интересы, создается угроза жизни и здоровью сотрудников учреждения и спецконтингента, прокурор просит обязать ответчиков устранить допущенные нарушения.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с решением суда, ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N1 УФСИН по РТ" и УФСИН по РТ подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт. Апеллянты ссылаются на то, что ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N1 УФСИН по РТ" находится на стадии ликвидации, в связи с чем из бюджета Российской Федерации денежные средства на содержание данного учреждения не выделяются. Данное обстоятельство, по мнению апеллянтов, затруднит либо сделает невозможным исполнение решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по РТ - Косов А.С. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель истца - старший прокурор Шайхлисламов Р.Ф. просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобу - без удовлетворения. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрены обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности. Так, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 11 января 2019 года Нижнекамской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан с привлечением в качестве специалиста сотрудника ОНД и ПР по Нижнекамскому муниципальному району РТ УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ "ЛИУ N1 УФСИН по РТ", расположенного по адресу: "адрес".
По результатам проведенной проверки выявлены факты нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
1) автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отряде N6 находится в неисправном состоянии (не берутся под охрану);
2) неисправен шлейф системы автоматической пожарной сигнализации в отряде N2 для проживания спецконтингента;
3) не обеспечено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем автоматической противопожарной защиты;
4) на 1-ом этаже административного корпуса N2 участка колонии-поселения система автоматической пожарной сигнализации эксплуатируется в неисправном состоянии (ДИП закрыты транспортировочными колпаками);
5) 2-ой этаж административного корпуса N2 участка колонии-поселения не защищен автоматической установкой пожарной сигнализации (отсутствует ДИП).
05 апреля 2018 года прокуратурой в адрес начальника ФКУ "ЛИУ N1 УФСИН по РТ" внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Доказательств устранения в полном объеме выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что осуществление деятельности ФКУ "ЛИУ N1 УФСИН по РТ" с вышеуказанными нарушениями законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью осужденных, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории исправительного учреждения. В связи с этим, имеются правовые основания для удовлетворения требований и возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами городского суда, поскольку материалами дела подтверждаются установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, что привело к вынесению законного и обоснованного судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб о том, что ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N1 УФСИН по РТ" находится на стадии ликвидации, в связи с чем из бюджета Российской Федерации денежные средства на содержание данного учреждения не выделяются, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в силу вышеизложенных правовых норм.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы не содержат доводов, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта. Анализируя приведенные правовые нормы и доказательства по делу в совокупности, суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, постановилпо делу законное и обоснованное решение.
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 5 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N1 УФСИН по РТ" и УФСИН по РТ - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.